Порты стран Балтии оказались в лидерах ЕС по спаду грузооборота

В частности, литовские морские гавани обработали на семь процентов меньше грузов, чем в 2022 году
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 26 ноя – Sputnik. Морские порты Литвы, Латвии и Эстонии оказались в лидерах Евросоюза по спаду грузооборота в 2023 году, сообщает статистическое агентство Евростат.

Всего морские гавани Литвы в прошлом году обработали 37,2 миллиона тонн грузов — это на семь процентов меньше показателей 2022 года, когда их перевалка составляла около 40 миллионов тонн грузов.

Лидерами антирейтинга ЕС оказались эстонские порты. Так, в прошлом году морские гавани балтийской республики обработали всего около 23 миллионов тонн грузов, тогда как в 2022 году — 33,3 миллиона тонн (падение на 31 процент).

На втором месте по объему спада грузооборота портов находится Латвия — с 46 миллионов тонн в 2022 году до 36,1 миллиона тонн в 2023-м (падение на 21,5 процента).

Примечательно, что морские гавани всех стран ЕС обработали около 3,4 миллиарда тонн грузов в прошлом году. Так, этот показатель был на 3,9 процента меньше значений 2022-го, когда объем перевалки составил 3,5 миллиарда тонн.
Основные европейские порты принимали в 2023 году по большей части уголь, сырую нефть и природный газ (21 процент от всего грузооборота). На кокс и нефтепродукты пришлось 16,1 процента от общего объема поставок. Металлические руды и другие продукты горнодобывающей промышленности составили 7,2 процента, тогда как продукция сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства — до 6,8 процента. При этом доля химикатов, резины, пластмасс и ядерного топлива в совокупности — 6,4 процента. Кроме того, продукты питания, напитки и табачные изделия составили 4,7 процента от всех товаров, переваленных данными гаванями.
Потеря грузов из РФ лишила порты Латвии части грузооборота
Ведущей страной ЕС по морским грузовым перевозкам являются Нидерланды, чьи порты обработали 545 миллионов тонн грузов в 2023 году. За ней идут Италия (501 миллион тонн грузов) и Испания (472 миллиона). При этом во всех этих странах было зафиксировано снижение объема переваленных грузов по сравнению с 2022 годом. Так, показатели уменьшились на 7,6 процента, 1,7 процента и 3,7 процента соответственно.
Наибольшее падение грузооборота портов зафиксировано в Эстонии (на 31 процент), Латвии (21,5 процента) и Финляндии (девять процентов).
На фоне продолжающегося спада перевалки морских гаваней власти стран Балтии продолжают бороться с товарами и сырьем, которые поступают в республики из России и Белоруссии. При этом эксперты предупреждают, что полное прекращение любых экономических отношений с РФ и Белоруссией приведет к полному закрытию портов в Латвии.
Латвийские компании стали чаще попадаться на обходе санкций против России
Однако латвийские власти не собираются отказываться от планов переориентировать гавани республики с обслуживания российских и белорусских грузов на "другие виды деятельности". По данным Минсообщения, около двух третей работников латвийских портов уже заняты на производственных предприятиях.
Экономика стран Балтии столкнулась с серьезными трудностями из-за конфликта на Украине и санкций ЕС против России, которые вызвали резкий рост цен на электроэнергию, топливо и продукты питания в Европе и США. Кроме того, в Прибалтике также фиксируется падение железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок. При этом Литва, Латвия и Эстония продолжают активно поддерживать санкции, а также призывают к ужесточению ограничений против РФ.
Экс-губернатор Калининградской области Антон Алиханов указывал, что Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое из-за драматического снижения объемов транзитного товаропотока. По его словам, санкции, которые ввели страны Балтии, бьют по ним самим. При этом они "в самоубийственном раже" только продолжают наращивать недружественные шаги по отношению к России.
В Минске озвучили масштаб потерь Литвы от разрыва отношений с Белоруссией
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.