ВИЛЬНЮС, 3 окт – Sputnik. Власти Литвы, вводя санкции, которых не требует ЕС, причиняют ущерб экономике республики, считает председатель Партии регионов Литвы, депутат Сейма Йонас Пинскус.
"Мы не можем требовать больше, чем требует ЕС. Например, те же калийные удобрения — ЕС этого [вводить санкции] не требовал, даже американцы, которые экспортируют эти удобрения, говорят: это наша рекомендация", — заявил Пинскус в интервью литовским СМИ.
Также он напомнил о том, что в Литве, хотя ее никто об этом не просил, было открыто представительство Тайваня, а не Тайбэя — как сделали некоторые другие страны ЕС, чтобы не поссориться с Китаем. В итоге именно Вильнюс испортил отношения с Пекином.
"Мы ввели санкции против Белоруссии, потом пытались запретить транзит. А потом, когда ЕС говорит: "Слушайте, проснитесь, для чего этот транзит? Это вообще через Сувалкский коридор в Калининград" — вот тут-то мы и отскакиваем назад. Понимаете, детские вещи, в которых экономическая, прагматическая выгода нашей страны не ставится во главу угла против каких-то детских игр", — заявил депутат.
По его мнению, прежде чем вводить санкции, следует оценить, каким будет результат.
"Например, удобрения — очень хороший пример для меня. Результат — выигрыш для России, никаких проблем для Белоруссии, и наш проигрыш — мы увольняем три тысячи железнодорожников. Убыток для нашего порта", — отметил депутат.
Дело "Беларуськалия" против Литвы
Ранее сообщалось, что белорусский производитель калийных удобрений "Беларуськалий" обратился в международный арбитраж с требованием к Литве компенсировать убытки в размере одного миллиарда евро за разрыв договора о железнодорожном транзите удобрений в Клайпедский порт.
Белорусская компания начала арбитражный процесс после того, как правительство Литвы в январе 2022 года решило, что договор этого предприятия с находящейся в госуправлении литовской железнодорожной группой Lietuvos geležinkeliai ("Литовские железные дороги") не отвечает интересам безопасности страны, и дало указание расторгнуть его. Позднее санкции к "Беларуськалию" применил ЕС.
В результате транзит удобрений "Беларуськалия" от белорусской границы до Клайпедского порта, который длился более десяти лет и, согласно контракту, должен был продолжаться до конца 2023 года, был прекращен в феврале 2022 года.
Ранее бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Birių kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий отмечал, что разрыв Литвой договора о железнодорожном транзите удобрений из Белоруссии в Клайпедский морской порт является нарушением международного права, а также законов самой балтийской республики. По его словам, никакие нормы ЕС, включая санкционные, не распространяются на соглашение между Литвой и Белоруссией о защите инвестиций и соглашение о транзите белорусских грузов через Литву и Клайпедский порт.
Ухудшение отношений между Литвой и Китаем
Отношения между Литвой и Китаем ухудшились после того, как в 2021 году в Вильнюсе было открыто официальное представительство Тайваня.
Власти КНР раскритиковали действия литовской стороны и сочли их нарушением принципа "одного Китая".
В дальнейшем китайская сторона понизила уровень дипломатических отношений с Литвой, поскольку правительство балтийской республики не прислушалось к претензиям Пекина.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.