Минтранс Литвы раскритиковали за план борьбы с грунтовыми дорогами
Всего в Литве насчитывается около пяти тысяч километров неасфальтированных дорог, что составляет 25 процентов от всей дорожной сети страны
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 23 сен – Sputnik. Муниципалитеты в Литве разочарованы новой программой асфальтирования гравийных дорог, поскольку средств на ремонт всех маршрутов в республике нет, сообщают литовские СМИ.
Сейчас более четверти дорог в Литве не имеют твердого покрытия, из-за этого личные автомобили часто ломаются.
Например, житель Вильнюса Угнюс рассказал, что старается не ездить по гравийным дорогам, потому что не хочет повредить свою машину и "дышать пылью".
"Если я забочусь об автомобиле, я не езжу по гравийным дорогам, потому что камешки могут попасть в кузов или поцарапать машину. А если есть выбоина, которую вы не заметили, она может похоронить колесо", — сказал он.
Новая программа по асфальтированию гравийных дорог
Государственная компания Via Lietuva разработала новую программу по асфальтированию гравийных дорог. Уже утвержденный Министерством транспорта проект предусматривает улучшение около 750 километров грунтовок с максимальной загруженностью на сумму 425 миллионов евро.
Однако окончательное решение по ней будет принято только после того, как Сейм Литвы утвердит государственный бюджет на следующий год.
Некоторые муниципалитеты останутся без асфальтированных дорог
При этом литовские самоуправления разочарованы этими планами властей. Так, на реализацию предыдущей программы, рассчитанной на период с 2018 по 2024 год, было выделено на 100 миллионов евро больше. Кроме того, в ней предусматривалось асфальтирование дополнительных 650 километров проселочных дорог по сравнению с текущим проектом.
Из-за подобных ограничений жители некоторых муниципалитетов еще долгое время будут продолжать пользоваться гравийными дорогами. Так, это проблема коснется 14 из 60 самоуправлений Литвы, дороги в которых находятся в очень плохом состоянии и не будут заасфальтированы.
"Социальный фактор стал основной причиной недовольства. В некоторых муниципалитетах состояние гравийных дорог может быть хуже. При составлении общих планов своих районов могут предусмотреть зоны развития поселений или бизнеса, но все равно не попадать в критерии (программы асфальтирования гравийных дорог — Sputnik)", — заявил глава Ассоциации местных самоуправлений Литвы Аудрюс Клишонис.
Глава Акмянского района Виталий Митрофанов и вовсе заявил, что в рамках программы самоуправление не получит ни одной асфальтированной дороги.
"Некоторые люди, увидев план, спрашивают: "Как же так, Акмяне не получил ни одного километра? Ну, это нас обидели", — пожаловался он.
Проблемы с финансированием
Глава муниципалитета также не верит и общим цифрам финансирования проекта.
"Когда приводятся такие долгосрочные цифры, я им тоже не верю, потому что каждое правительство приходит, берет и все меняет", — пожаловался Митрофанов.
Депутат Сейма от оппозиционной Социал-демократической партии Литвы Эугениюс Сабутис и вовсе считает программу асфальтирования гравийных дорог "предвыборной уловкой", поскольку в ней не предусмотрены какие-либо устойчивые источники финансирования.
"За четыре года службы господина Скуодиса (министр транспорта Литвы Марюc Скуодис — Sputnik) гравийные дороги продолжали пылиться — для их асфальтирования предназначались только слезы. И вот что он придумал перед выборами: министерство публикует красивую презентацию с картинками, в которой говорится о миллионных инвестициях в будущее асфальтирование гравийных дорог", — указал он.
Грунтовым дорогам "ничего не угрожает"
Депутат напомнил, что в 2024 году на асфальтирование гравийных дорог было выделено чуть больше семи миллионов евро, тогда как сейчас министр "жонглирует космическими числами".
"К сожалению, по какой-то причине гравийные дороги не интересовали господина Скуодиса на протяжении всего срока его полномочий. Гравийные дороги, вообще, то же самое, что уличные туалеты или борщевик Сосновского — в развитой стране их просто не должно быть. Но "при Скуодисе" гравийным дорогам, так сказать, ничего не угрожает", — заявил он.
По его словам, без обеспечения должного финансирования "бессмысленно фантазировать" о масштабной программе асфальтирования проселочных дорог.
"Дороги, находящиеся в плачевном состоянии, уже стали "визитной карточкой" нынешнего правительства и особенностью Литвы. Нашу страну все чаще называют не только страной, где дорого жить, но и страной с трагическими дорогами", — констатировал политик.
Глава Ассоциации местных самоуправлений Литвы также считает, что осуществлению проекта могут помешать неожиданные проблемы в государстве. По его словам, за последние несколько лет стране пришлось столкнуться с пандемией и конфликтом на Украине, поэтому часть запланированных средств "вымылась".
Министр транспорта надеется на успех
Ранее Скуодис заявлял, что сейчас в Литве остаются без асфальта около 25 процентов дорог (около пяти тысяч километров). По его словам, после реализации программы их число должно сократиться до 20 процентов.
При этом, утверждал он, все муниципалитеты получат средства на дорожное покрытие в зависимости от общего финансирования программы.
В Минтрансе также указали, что в программу включены дороги с достаточно интенсивным движением, вблизи школ и предприятий. Кроме того, при отборе гравийных дорог учитывалось количество жителей в окрестностях и другие подобные критерии.
Скуодис также призвал власти Литвы выделить еще 1,3 миллиарда евро на финансирование и ремонт дорог в следующем году, чтобы "добиться наиболее эффективных изменений". По его словам, при текущем уровне выделения средств ведомство не сможет в ближайшие три-пять лет отремонтировать некоторые дороги, которые "выглядят очень плохо".
В этих условиях Министерство транспорта Литвы предлагает развивать государственную дорожную сеть с помощью бизнеса из-за нехватки средств. Так, для решения данного вопроса в стране рассматривается модель государственно-частного партнерства.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.