В Литве прогнозируют резкий рост цен на топливо в 2025 году

Согласно прогнозам, в следующем году розничная цена на бензин подскочит на восемь центов за литр, а на дизельное топливо — на 16 центов за литр
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 20 сен — Sputnik. В Литве в 2025 году из-за повышения акцизов и экологических требований к поставщикам значительно возрастут цены на топливо, сообщает пресс-служба Литовской ассоциации инновационной энергетики и торговли (LIEPA).
Как отметила президент LIEPA Кристина Чередниченкойте, цена нефти на международном рынке составляет около 44 процентов конечной стоимости топлива в Литве, а около 50 процентов — налоги. Цифры на заправке также определяют расходы на дистрибуцию и логистику (около двух процентов), издержки розничной торговли (около двух процентов) и чистая прибыль розничных сетей (около 1,5 процента).

"Налоги в Литве являются самой крупной составляющей цены на топливо, даже незначительное их изменение может существенно изменить конечную цену топлива для потребителей", — подчеркнула Чередниченкойте.

Вместе с тем цена на топливо может измениться в любой момент в зависимости от глобальных экономических изменений или геополитической ситуации, обратила внимание глава LIEPA.

"Сейчас прогнозировать цены на топливо можно только с учетом повышения налогов, которое ожидается со следующего года. Аналитики LIEPA прогнозируют, что из-за повышения акцизов и экологических требований только к поставщикам топлива в 2025 году розничные цены на топливо должны значительно вырасти — средняя цена бензина подскочит на восемь центов за литр, а дизельного топлива — на целых 16 центов за литр", — отметила Чередниченкойте.

Перевозчиков загнали в угол

Генеральный секретарь литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас отметил, что 95 процентов грузовых автомобилей в Европе используют традиционное топливо, а нестабильные цены на него создают серьезные проблемы для сектора.

"В настоящее время около 95 процентов грузовиков в Европе используют традиционное топливо. После введения более жестких требований к расходу топлива эти показатели начнут меняться, но пока этого не произойдет, изменение цен на топливо создаст серьезные проблемы для перевозчиков нашей страны. Уже сложно планировать финансы, не зная будущей цены на топливо. Есть также проблемы с планированием маршрутов", — говорит представитель Linava.

Буйвидас подчеркнул, что сектор логистики переживает очень сложный период.
"Не хватает водителей, оборотных средств, ощущаются проблемы с движением денег. Помимо этих проблем, дополнительной головной болью часто становятся изменения цен на топливо. Именно из-за нестабильности цен сложно планировать транспортные маршруты и потоки средств компаний", — отметил он.
Срок годности истек: министр транспорта Литвы выпрашивает деньги на дороги
Согласно данным Энергетического агентства Литвы на 16 сентября, средняя цена дизельного топлива в стране составляла 1,33 евро за литр, а средняя цена бензина — 1,36 евро за литр. По сравнению со средними ценами на топливо в других странах ЕС, средняя цена бензина в республике ниже на 16,7 процента, а дизельного топлива — на 12 процентов.
Проблемы в транспортном секторе Литвы обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Россией и Белоруссией. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые Вильнюс активно поддерживает. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей.
В конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за того, что не выполняли новые положения Пакета мобильности.
В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будут расти. В Linava указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.