ВИЛЬНЮС, 20 сен — Sputnik. В Литве в 2025 году из-за повышения акцизов и экологических требований к поставщикам значительно возрастут цены на топливо, сообщает пресс-служба Литовской ассоциации инновационной энергетики и торговли (LIEPA).
Как отметила президент LIEPA Кристина Чередниченкойте, цена нефти на международном рынке составляет около 44 процентов конечной стоимости топлива в Литве, а около 50 процентов — налоги. Цифры на заправке также определяют расходы на дистрибуцию и логистику (около двух процентов), издержки розничной торговли (около двух процентов) и чистая прибыль розничных сетей (около 1,5 процента).
Вместе с тем цена на топливо может измениться в любой момент в зависимости от глобальных экономических изменений или геополитической ситуации, обратила внимание глава LIEPA.
Генеральный секретарь литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас отметил, что 95 процентов грузовых автомобилей в Европе используют традиционное топливо, а нестабильные цены на него создают серьезные проблемы для сектора.
Буйвидас подчеркнул, что сектор логистики переживает очень сложный период.
"Не хватает водителей, оборотных средств, ощущаются проблемы с движением денег. Помимо этих проблем, дополнительной головной болью часто становятся изменения цен на топливо. Именно из-за нестабильности цен сложно планировать транспортные маршруты и потоки средств компаний", — отметил он.
Согласно данным Энергетического агентства Литвы на 16 сентября, средняя цена дизельного топлива в стране составляла 1,33 евро за литр, а средняя цена бензина — 1,36 евро за литр. По сравнению со средними ценами на топливо в других странах ЕС, средняя цена бензина в республике ниже на 16,7 процента, а дизельного топлива — на 12 процентов.
Проблемы в транспортном секторе Литвы обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Россией и Белоруссией. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые Вильнюс активно поддерживает. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей.
В конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за того, что не выполняли новые положения Пакета мобильности.
В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будут расти. В Linava указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.