ВИЛЬНЮС, 22 июн – Sputnik. Литва активно разворачивает пустые вагоны подсанкционных компаний из России и Белоруссии, заявил руководитель отдела устойчивости бизнеса "Литовских железных дорог" (ЛЖД) Гедиминаc Шечкус.
Он указал, что в последнее время участились попытки перевезти через Литву порожние вагоны (единицы подвижного состава, которые остались после разгрузки товаров и материалов, и подлежат возвращению к владельцу или иному уполномоченному лицу), принадлежащие попавшим под санкции российским и белорусским компаниям.
"Мы наблюдаем такую тенденцию, что в последнее время по территории Литвы предпринимаются попытки прогнать порожние вагоны - без товаров, а только порожние вагоны. Когда мы замечаем такие случаи, мы такие вагоны разворачиваем на границе, возвращаем обратно, и они не въезжают на территорию Литвы", - передают его слова литовские СМИ.
Шечкус считает, что действующий санкционный режим затрагивает не только конкретные товары или определенные хозяйствующие субъекты. Так, санкции подразумевают то, что ни один субъект не может получить "выгоду" от участия в логистической цепочке.
"Это означает, что если вагон, принадлежащий предприятию, находящемуся под санкциями, будет курсировать в составе поезда, то это предприятие получит экономическую выгоду", - указал он.
По данным предприятия, в марте на границе развернули четыре вагона, в апреле - десять, а в мае - 62.
При этом представитель ЛЖД считает, что участившиеся попытки провезти пустые вагоны подсанкционных предприятий через Литву могут быть связаны с попытками проверить, как работают внутренние системы санкционного контроля ЛЖД.
Кроме того, он пожаловался на изменение методов обхода санкций со стороны российских и белорусских перевозчиков. Например, грузы могут перевозить "нетипичными" маршрутами.
"Его перевозят нетипичными маршрутами, меняя место происхождения товара. Например, некоторые продукты из России и Белоруссии перевозятся в страны Центральной Азии, а уже оттуда оформляются транспортные документы для возвращения в Евросоюз", - указал он.
По его словам, с 2023 года компания более 30 раз обращалась в правоохранительные органы Литвы по поводу возможных схем обхода санкций. При этом никаких судебных разбирательств по этому поводу с другими странами не ведется.
"Сама по себе попытка или запрос на перевозку подпадающих под санкции грузов не является преступлением, поскольку мы предотвращаем это действие еще до того, как преступление будет совершено. Возможно, именно поэтому сегодня в судах нет ни одного дела с нашим участием", - констатировал Шечкус.
Ранее грузовая транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу "Литовских железных дорог" заявила, что в Литве зафиксирован пятикратный рост числа попыток обойти санкции ЕС. По данным ЛЖД, большая часть нарушений связана с попыткой перевезти топливо или нефтепродукты.
Отмечается, что в течение последних трех месяцев этого года компания фиксирует значительный рост попыток обойти антироссийские санкции. Так, в марте было зафиксировано 14 подобных случаев, в мае насчитывалось уже 74 нарушения.
Примечательно, что в 2023 году в Литву и из Литвы железнодорожным транспортом было перевезено 27,2 миллиона тонн грузов, что на 15,6 процента меньше по сравнению с 2022 годом.
Согласно данным, полученным от участников рынка услуг железнодорожного транспорта Литвы, также снизился и объем грузоперевозок, измеряемый в тонно-километрах — до 6,4 миллиарда тонно-километров нетто, или на 13,8 процента.
Представитель Служба регулирования связи Рутянис Ванагас заявил, что это снижение в основном вызвано продолжающимися по геополитическим причинам запретами и ограничениями на перевозки грузов из Белоруссии и России, которые касаются не только грузоперевозок в Литву, но и транзита.
На фоне политического конфликта с Белоруссией, длительных антироссийских санкций, а также закрытия восточных рынков транспортный сектор Литвы столкнулся с серьезными трудностями. Так, по данным отчета ЛЖД, объем перевозок снизился на 12,1 процента - от 31,0 млн тонн в 2022 году до 27,2 млн тонн в 2023
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.