Первомай 2004 года в мировой геополитике был отмечен особо. В этот день Европейский союз (ЕС), состоявший из 15 государств с населением в 350 миллионов человек, принял в свои ряды сразу десять новых государств, в которых на тот момент проживало 75 миллионов человек. Среди новых членов ЕС были и три бывших республики СССР – Литва, Латвия и Эстония. И еще четыре бывших государства Организации Варшавского договора – Венгрия, Словакия, Чехия и Польша. Вместе с ними в ЕС вошли Кипр, Мальта и Словения.
Литва попала в ЕС с населением в 3,8 миллиона человек. Сегодня в республике официально проживает чуть более 2,8 миллиона. А если учесть, что многие литовцы не декларируют свой отъезд из страны на период работы за границей, то реально население Литвы, скорее всего, и того меньше.
Членство за стиральный порошок и баночное пиво
О членстве в ЕС в Литве задумались примерно после десятка лет независимости, обретенной в 1991 году. Для этого решили провести референдум. Всенародное голосование за еврочленство проходило два дня, 10 и 11 мая 2003 года. И сопровождалось грубым нарушением избирательного законодательства – подкупом голосующих.
Когда на второй день референдума стало ясно, что не будет достигнут порог явки в 50 процентов, провластная элита стала заманивать на избирательные участки граждан Литвы раздачей бесплатного стирального порошка "Дося" и баночного пива. Таким способом была достигнута явка в 60 процентов. Примечательно, что для присоединения к более грозному альянсу – НАТО, в Литве решили не рисковать со всякими там референдумами и этот вопрос решили кулуарно – голосами депутатов Сейма.
Документы с результатами "пивного референдума" доставили в брюссельскую штаб-квартиру ЕС. И затем в течение года команда под руководством депутата Сейма, а ныне - европарламентария Пятраса Ауштрявичюса весь год вела переговоры о бонусах и привилегиях для Литвы из объединенного бюджета Евросоюза.
Сколько миллиардов евро досталось литовской экономике от членства в ЕС? Сегодня такую статистику автору колонки обнаружить не удалось. А вот соседняя Польша выторговала себе максимальные привилегии. За два десятилетия финансовые вливания из Евросоюза в польскую экономику составили 161 миллиард евро. По данным Минфина Польши, Варшава оказалась крупнейшим получателем трансфертов из бюджета ЕС, забрав 13,3 процента всех выплат.
Как торговалась с Брюсселем группа переговорщиков из Вильнюса под руководством Ауштрявичюса, можно только догадываться. Да, Литва получила существенные европейские средства для ремонта дорог, которые как-то быстро растворились и сегодня состояние дорожного покрытия вызывает немало нареканий. Особенно это видно при пересечении границы с Польшей или… с Белоруссией.
Шоковая евротерапия
Большим плюсом членства в ЕС для рядовых граждан стала возможность посещать страны Европы без виз. А присоединение к шенгенскому пространству позволило литовцам свободно устраиваться на работу в любом государстве ЕС с обеспечением всех социальных гарантий. Вот и лишилась страна более трети своих граждан за 20 лет еврочленства.
А еще литовцы лишились своей валюты – лита и права вести свою независимую монетарную политику, поскольку их республика вступила и в еврозону. Те же поляки и венгры сохранили национальную валюту, которая позволяет им сдерживать инфляцию и влиять на уровень цен в странах, а соответственно, и уровень жизни. Литовцы же сполна на собственной шкуре почувствовали "прелесть евро". Уровень жизни жителей Литвы рухнул в пропасть. Им пересчитали зарплаты в соотношении 1 евро – 3,45 лита, а цены в магазинах оставили прежними, поменяв только название валюты.
Особенно ярко зависимость слабой экономики Литвы от евро проявилась во время пандемии короновируса и украинского кризиса. В Литве и двух других странах Балтии – Латвии и Эстонии, фиксировалась инфляция выше 20 процентов, в то время, когда в среднем по ЕС она была ниже десяти.
Путешествуя по Европе, литовцы с ужасом сравнивают цены в германских, испанских и французских магазинах с ценами в литовских торговых центрах. А потом сравнивают средние зарплаты и пенсии.
Зарезали курицу, несущую золотые энергояйца
Но самым знаковым моментом дороговизны членства Литвы в ЕС стало закрытие Игналинской атомной электростанции (АЭС). Это было одним из главных условий Брюсселя, с которым легко согласились литовские переговорщики во главе с Ауштрявичюсом, который уже четыре срока полномочий заседает в мягком кресле Европарламента с солидной зарплатой и всякими привилегиями.
Но с 2009 года, с момента остановки реакторов ИАЭС, рядовые жители Литвы с лихвой почувствовали что такое европейский уровень коммунальных платежей. Только за последний год стоимость электроэнергии выросла в Литве более чем в два раза и составляет в среднем около 25 евроцентов за киловатт электроэнергии. А через год, после отключения от энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия - Россия - Эстония - Литва - Латвия) аналитики предрекают повышение до 40 евроцентов.
Вот так Литва из экспортера электроэнергии за счет ИАЭС превратилась во время членства в ЕС в импортера.
Фермерство в упадке
В начале 1990-х годов существенную долю в литовской экономике составляло сельское хозяйство. Став заложницей экономической политики Брюсселя, Литва превратилась и в экспортера продуктов питания. О тяжкой доле фермеров можно судить по масштабным акциям протеста, которые прокатились в последние полгода по всей Европе. А тут еще демпинговые цены на зерновые от украинских "друзей".
Грустный перечень "успехов", достигнутых Литвой за два десятилетия полноправного членства в ЕС, можно продолжать по всем направлениям экономической и социальной деятельности. И уже не кажется "российской пропагандой" утверждение о том, что советские времена Прибалтика была "витриной СССР", а сегодня она – задворки Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.