ВИЛЬНЮС, 10 апр – Sputnik. Правительство Латвии хочет переориентировать порты республики с обслуживания российских и белорусских грузов на "другие виды деятельности", сообщает издание Baltijas Balss.
Соответствующие предложения обсуждались на закрытой части заседания кабмина во вторник. Подготовленный Минсообщения доклад о грузоперевозках показал, что геополитические события привели к серьезному сокращению перевозок на восточном направлении.
При этом общий грузооборот портов Латвии с 2013 по 2023 год сократился на 47,2 процента. Перевалка нефтепродуктов упала на 82,1 процента, угля – на 82,8 процента, химикатов – на 79,5 процента. Кроме того, грузооборот латвийских портов продолжал снижаться и в этом году.
Примечательно, что латвийские порты хотят снизить "риски зависимости" от России с помощью своего развития в направлении индустриализации. По данным Минсообщения, около двух третей работников латвийских портов уже заняты на производственных предприятиях.
В ведомстве также считают, что портовые компании увеличивают инвестиции и реструктурируют свою деятельность, чтобы "снизить риски", связанные с обслуживанием российских и белорусских грузов.
Ранее стало известно, что грузооборот Рижского порта за первые два месяца этого года уменьшился на 12,1 процента по сравнению с тем же периодом 2023 года. Отмечается, что в январе и феврале этого года через Рижский порт было перевалено 3,156 миллиона тонн грузов.
При этом президент Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш заявил, что портам Латвии в скором времени придется в основном обслуживать грузы из Балтийского региона из-за сокращения восточного транзита.
По его словам, на восточной границе республики установился "железный занавес" и так, как было раньше, уже не будет.
Эксперт также отметил, что текущая портовая инфраструктура "слишком велика" для нынешнего объема импорта и экспорта товаров. Так, они в основном отправляются самой Латвией и другими странами региона.
Кроме того, член правления латвийской ассоциации стивидорных компаний Янис Касалис призвал не вводить санкции против транзита российского зерна, поскольку они могут подорвать транзитную отрасль и экономику Латвии.
По его словам, транзит зерна является важной и значимой частью экономики Латвии. Он также отметил, что без дополнительных объемов транзита некоторые латвийские терминалы просто не смогут существовать. По его оценкам, запрет на транзит российского зерна может поставить под угрозу чуть более семи тысяч рабочих мест.
На фоне антироссийских санкций, закрытия восточных рынков и перебоев в цепочках поставок серьезно пострадал транспортный сектор стран Балтии. Так, в Литве, Латвии и Эстонии фиксируется падение железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок.
Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, власти балтийских республик продолжают поддерживать санкции и лишь настаивают на их усилении.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов также отметил, что Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое из-за драматического снижения объемов транзитного товаропотока. По его словам, санкции, которые ввели страны Балтии, бьют по ним самим. При этом они "в самоубийственном раже" только продолжают наращивать недружественные шаги по отношению к России.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.