На литовско-белорусской границе — шесть контрольно-пропускных пунктов — в Мядининкае (с белорусской стороны — "Каменный Лог"), Шальчининкае ("Бенякони"), Шумскасе ("Лоша"), Тверячюсе ("Видзы"), Лаворишкесе ("Котловка") и Райгардасе ("Привалка"). На фоне антироссийской и антибелорусской истерии литовские власти закрыли два небольших КПП — в Шумскасе и Тверячюсе, через которые следовали легковые автомобили и пешеходы. А вот сейчас планируют закрыть еще два — в Лаворишкесе и Райгардасе.
"С 1 марта планируется закрыть два пограничных пункта — "Райгардас" и "Лаворишкес", также принято решение ограничить передвижение людей на велосипедах и пешком на всех пунктах пропуска на границе с Белоруссией", — подтвердил планы правительства руководитель Национального центра кризисного управления Вилмантас Виткаускас.
Через один из них — КПП "Лаворишкес" — следовали фуры. И теперь они все должны будут пересекать границу лишь в одном КПП — "Мядининкае". Через этот единственный пункт следуют и пассажирские автобусы.
О том, что творится на границе Литвы и Белоруссии, почти ежедневно рассказывают СМИ. Очереди из большегрузов растягиваются на километры, в пробках ждут проезда часто больше тысячи большегрузов. А владельцам легковушек приходится ожидать своей очереди иногда до полусуток. Но проблемы перевозчиков и обычных пассажиров литовских политиков мало волнуют. Их больше пугают выдуманные "шпионы" ФСБ России и КГБ Белоруссии, которые пытаются проникнуть в "европейский рай" под видом благопристойных граждан.
"Мы понимаем опасения служб безопасности Литвы, но закрытие погранпереходов для пассажиров — это лечение симптомов, а не устранение причин проблемы. Закрытие погранпереходов ударит в первую очередь по белорусам, которые в большинстве против Лукашенко и поддерживают Украину. Не надо строить железный занавес", — возмутилась планами литовских властей "президентка" Светлана Тихановская.
Сама экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская после волнений в Минске в 2020 году сбежала в Литву через КПП "Лаворишкес". Примечательно, что "рывок за границу" ей лично обеспечил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Заслал в Литву своего "штирлица" в женском обличии, чтобы та внедрилась в белорусскую "оппозицию в изгнании" и способствовала ее развалу? Эта версия кажется все более вероятной, когда мы наблюдаем за "денежными разборками" между сторонниками Тихановской в Литве и экс-министра культуры Латушко в Варшаве.
Вот и сегодня Светлана почему-то делает акцент на Литве, как-то забывая, что и в Польшу бегут противники Лукашенко.
"Для многих белорусов граница с Литвой — это единственная связь со свободным миром. А для некоторых — это единственная возможность спастись от репрессий. Конечно, среди приезжающих могут быть и пособники режима. Давайте их выявлять. И многие белорусские инициативы уже самостоятельно это делают, как в случае с Матиевичем, и делятся данными с литовской стороной. Можно пересмотреть систему проверок, и мы готовы в этом помогать", — призывает Тихановская "стучать" на своих, не присягнувших лично ей сограждан, обосновавшихся в Литве.
То, что в среде белорусов, сбежавших в Литву, нет единства, стало понятно после нашумевшего дела активистки, руководителя общественной организации "Наш дом" Ольги Карач. Литовские власти признали ее "угрозой нацбезопасности" и отказали в политическом убежище на основании того, что она якобы сотрудничала с белорусским КГБ. И это при том, что в 2022 году Минск признал эту организацию экстремистской, а в 2021-м внес Карач в список террористов. Тихановская по этому вопросу деликатно промолчала, а в среде белорусов в Литве поговаривают, что это дело рук самой Светланы, которой не нужны в окружении "сильные личности".
А еще эти разногласия четко обозначились в разразившихся в среде белорусских мигрантов дискуссиях вокруг так называемого литвинизма. В высказываниях некоторых оппозиционеров слышались намеки на то, что Великое княжество Литовское никакое не литовское, а белорусское. Тогда Светлана Тихановская называла подобные "инсинуации с литвинизмом" провокациями.
"В последнее время на литовских интернет-порталах обсуждаются высказывания неизвестных провокаторов, унижающие Литву и литовцев, и я вас уверяю, что таких антилитовских высказываний в белорусском обществе не так много, и они незначительны. Заявления провокаторов абсурдны и возмутительны. <…> У нас нет и никогда не будет никаких территориальных претензий к Литве. Территория Литвы и Литовское государство принадлежат только литовцам, здесь не возникает никаких вопросов. Цель этих провокаций — подорвать доверие и дружбу между литовцами и белорусами, разделить нас, заставить белорусов поддаться влиянию "русского мира", — строго заявила Тихановская.
Вот и по вопросу закрытия очередных двух КПП на границе с Белоруссией в среде литовской белоппозиции нет единства. Руководитель белорусской общественной организации "Дапамога" Наталья Колегова, в отличие от Тихановской, убеждена, что закрытие четырех из шести пунктов пропуска на границе особо не скажется на живущих в Литве белорусах.
"Это окажет большее влияние не на белорусов, а на литовцев, то есть на людей не совсем этнически литовского происхождения, а с литовскими паспортами. Потому что по количеству людей, которые стоят в очереди для пересечения границы и по частым поездкам, особенно по частым поездкам, это граждане Литвы, а не белорусы, которые в худшем случае приехали навещать своих родственников, которые являются политически репрессированными", — заявила литовским СМИ Колегова.
Страсти вокруг КПП на литовско-белорусской границе охладил один из покровителей Светланы Тихановской — министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис. Он заявил, что опасения его подопечной о "железном занавесе" напрасны. А полное закрытие "границы на Восток" возможно лишь в "экстремальных условиях".
"Я могу себе представить условия, при которых это (полное закрытие границы с восточной стороны) может произойти, и очень хочу надеяться, что увидеть такие условия нам не придется", — заявил Ландсбергис.
По данным Службы охраны госграницы Литвы (VSAT) только в прошлом, 2023 году белорусско-литовскую границу на автомобильных КПП пересекли 3,9 миллиона человек. Это на четверть больше, чем в 2022 году. Граждане Белоруссии составили 66 процентов проверенных лиц. Увеличение потока литовцев в Белоруссию связывают с решением страны продлить безвизовый режим для граждан Литвы.
Безвиз очень пугает литовские спецслужбы — они усиленно внушают литовцам, что, как только те, пленившись идеями о белорусских продуктах, пересекут границу, сотрудники КГБ тут же завербуют их обещаниями бесплатной гречки.
Ну а правительство Литвы решение о закрытии двух КПП мотивирует тем, что данный шаг "позволит сократить поток транспорта и пассажиров, проходящих через Литву, и уменьшит вероятность того, что белорусские и российские разведслужбы и службы безопасности будут действовать против Литвы".
Не могут же литовские власти, в конце концов, признать, что просто не хотят показывать соотечественникам реальную жизнь в Белоруссии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.