ВИЛЬНЮС, 21 дек – Sputnik. Президент Ассоциации морских грузовых компаний Литвы, гендиректор Клайпедского контейнерного терминала Вайдотас Шилейка заявил, что грузоперевозки в Клайпедском порту в этом году достигли дна, однако выразил надежду на их рост в следующем году.
По его словам, Клайпедский порт в этом году должен перевалить 33,1 миллиона тонн груза, что на восемь процентов меньше, чем в 2022-м, когда было перевалено 36,1 миллиона тонн.
"Мы видим, что грузоперевозки порта тоже немного снизились, все считали, что они упадут еще больше, но снижение было умеренным. Мы достигли критической точки, дна, в следующем году мы должны расти, если геополитические события и другие непредвиденные случаи не принесут корректировок", — заявил Шилейка в интервью литовским СМИ.
По его словам, в 2024 году грузоперевозки в порту могут вырасти до десяти процентов.
"Я буду умеренным оптимистом — на пять-семь процентов, а может, и до десяти процентов", — заявил он.
В Ассоциации морских грузовых компаний Литвы рост грузоперевозок связывают с восстановлением промышленности и потребления на литовском и экспортном рынках, в то же время отмечают, что нет никаких гарантий относительно привлечения новых грузов.
"Все очень неопределенно, ситуация очень динамичная, мы это очень чувствуем", — сказал Шилейка.
По данным ассоциации, в этом году перевалка сыпучих грузов в порту снизилась на пять процентов до 9,5 миллиона тонн, жидких — на шесть процентов до 7,7 миллиона тонн, генеральных — на 11 процентов до 15,9 миллиона тонн.
В 2023 году грузоперевозки в Рижском порту упали на 20 процентов до 18,9 миллиона тонн, в Вентспилсе — на 26 процентов до 10,9 миллиона тонн, в объединенном порту Таллина — на 28 процентов до 12,7 миллиона тонн.
Отношения России и Белоруссии с Западом резко ухудшились после начала спецоперации РФ на Украине, Евросоюз ввел против Минска санкции, в том числе касающиеся определенных отраслей экономики. В итоге Вильнюс потерял транзит белорусских нефтепродуктов и удобрений. Также у балтийской республики резко ухудшились отношения с КНР, в результате литовский бизнес сталкивается со сложностями при экспорте своей продукции в Китай.
Кроме того, на показатели работы Клайпедского порта ощутимо повлияла произошедшая в октябре прошлого года потеря грузов крупнейшего в странах Балтии изготовителя азотных удобрений Achema и завода по производству фосфорных удобрений Lifosa, которым пришлось приостановить деятельность из-за резкого роста цен на энергию и сырье.
Многие эксперты уже отмечали, что санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, нанесут ущерб литовской экономике, однако власти балтийской республики не хотят этого признавать.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.