ВИЛЬНЮС, 10 дек – Sputnik. Очередь на многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) "Чернышевское" (с литовской стороны — "Кибартай") на границе с Литвой выросла до 260 машин, заявила руководитель пресс-службы Калининградской областной таможни Оксана Иванова.
"В настоящее время перед пунктом пропуска "Чернышевское" с российской стороны стоят 235 грузовых автомобилей, еще 25 уже оформлены российскими таможенниками и находятся на нейтральной полосе", - передает ее слова ТАСС.
Она также отметила, что с литовской стороны нет никаких очередей на въезд в Россию.
Очередь из фур на границе с Литвой начала расти с 24 ноября, когда перед МАПП "Чернышевское" скопились 35 машин. При этом к 28 ноября она увеличилась до 185 фур и держалась примерно на этом уровне до прошедшей субботы.
"В прошедшую субботу начался резкий рост очереди, и она продолжает увеличиваться", - указала Иванова.
По ее словам, литовская сторона за прошедшие сутки оформила на въезд только 76 машин. При этом ее возможности позволяют оформить по меньше мере в два раза больше автомобилей.
Так, в пропускном пункте "Чернышевское" сообщают, что отставание от зарезервированного времени составляет около 36 часов, а сам пропуск транспорта из России существенно ограничен литовской стороной. По данным на 14:00 воскресенья, всего за час на пункт пропуска прошло две фуры.
МАПП "Чернышевское" остался единственным доступным пунктом пропуска легкового и грузового транспорта через российско-литовскую границу. Остальные четыре пункта пропуска были закрыты в 2022 году.
Ранее губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что очереди на границе РФ и Литвы образуются из-за недружественного поведения властей балтийской республики. По его словам, нет никаких объективных предпосылок для их возникновения, тогда как литовская сторона "просто не принимает машины, не берет на проверку".
Кроме того, Алиханов сослался и на частные разговоры с пограничниками и таможенниками балтийской республики, в которых они признаются, что им "сверху" спущено указание тормозить процесс.
По его словам, решить проблему с очередями на границе можно с помощью комбинированных железнодорожно-автомобильных и морских перевозок. Они могут стать альтернативой вывозу товаров фурами на основную территорию РФ через Литву.
Ранее Алиханов заявил, что вопрос калининградского транзита требует системного решения. Он также напомнил, что в январе 2024 года в регион должны прибыть несколько дополнительных паромов и сухогрузов для работы на линии с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.
В Минтрансе России также указали, что с конца ноября литовская сторона существенно снизила пропускную способность пункта пропуска "Кибартай" на границе с Россией, что вызвало скопление выезжающего из РФ транспорта у МАПП "Чернышевское" и, как следствие, значительное отставание времени проезда к пункту пропуска от изначально забронированного в электронной очереди.
Проблемы с транзитом в Калининград возникли летом прошлого года, когда Вильнюс запретил перевозку подсанкционных грузов через свою территорию, нарушив постановление ЕС. Эти ограничения распространялись на стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь и другие товары.
Позднее Евросоюз представил разъяснения, которые запрещали автотранспортный транзит в регион, однако разрешали перевозки по железной дороге при обеспечении должного контроля. Кроме того, были введены специальные квоты на железнодорожную перевозку подсанкционных товаров. Так, перевозимый объем этих грузов за год не должен превышать среднего объема за последние три года.
Для организации беспрепятственных перевозок грузов российская сторона использует морской путь через Балтику.
По мнению Алиханова, блокировка калининградского транзита является надругательствами над правилами ВТО и в целом над международными договоренностями. При этом Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое от снижения объемов транзитного товаропотока в регион, а в санкциях со стороны Вильнюса не всегда прослеживается "хоть какая-то логика".
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.