ВИЛЬНЮС, 5 дек – Sputnik. Очереди на границе России и Литвы образуются из-за недружественного поведения властей балтийской республики, заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов во время пресс-подхода после оперативного совещания.
"Никаких объективных предпосылок нет. Все разговоры литовских властей о том, что все это делается в связи с каким-то более углубленным досмотром, еще что-то — это вранье…" — приводит его слова портал RuBaltic.Ru.
Глава региона напомнил, что углубленный досмотр автомобилей внедрен уже давно и его правила никак не изменились. При этом литовская сторона "просто не принимает машины, не берет на проверку".
Кроме того, Алиханов ссылается и на частные разговоры с пограничниками и таможенниками балтийской республики, в которых они признаются, что им "сверху" спущено указание тормозить процесс.
"Навряд ли мы сможем на это как-то повлиять с уровня региона, собственно говоря, Литва практически обнулила наше общение в 2012 году", — констатировал глава Калининградской области.
При этом он отметил, что за последние несколько дней ситуация с очередями на границе несколько улучшилась. Так, в пропускном пункте "Чернышевское" (с литовской стороны — "Кибартай") сообщают, что отставание от зарезервированного времени составляет около десяти часов, а сам пропуск транспорта из России существенно ограничен литовской стороной.
По данным на 16:00 вторника, в очереди перед пунктом контроля стояло более 120 грузовиков, а в накопителе — 40. Всего за час на пункт пропуска прошла одна фура.
По его словам, решить проблему с очередями на границе можно с помощью комбинированных железнодорожно-автомобильных и морских перевозок. Он отметил, что они могут стать альтернативой вывозу товаров фурами на основную территорию РФ через Литву.
"Мы все реализовали, таможня реализовала соответствующие документы — контрейлерные перевозки возможны… Плюс к этому у нас все-таки недозагружены на обратный ход в Петербург и Ленобласть большое количество кораблей", — указал он.
Ранее Алиханов заявил, что вопрос калининградского транзита требует системного решения. Он также напомнил, что в январе 2024 года в регион должны прибыть несколько дополнительных паромов и сухогрузов для работы на линии с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.
В Минтрансе России отметили, что с 25 ноября литовская сторона существенно снизила пропускную способность пункта пропуска "Кибартай" на границе с Россией, что вызвало скопление выезжающего из России транспорта у пункта пропуска "Чернышевское" и, как следствие, значительное отставание времени проезда к пункту пропуска от изначально забронированного в электронной очереди.
Кроме того, в пресс-службе Калининградской областной таможни указали, что литовская сторона работает медленно, оформляя примерно по три машины в час. При этом в Минтрансе РФ указывали, что в обычном режиме емкость электронной очереди для пересечения границы в пункте "Чернышевское" составляет 168 машин в сутки, или семь грузовиков в час.
МАПП "Чернышевское" остался единственным доступным пунктом пропуска легкового и грузового транспорта через российско-литовскую границу. Остальные четыре пункта пропуска были закрыты в 2022 году.
Проблемы с транзитом в Калининград возникли летом прошлого года, когда Вильнюс запретил перевозку подсанкционных грузов через свою территорию, нарушив постановление ЕС. Эти ограничения распространялись на стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь и другие товары.
Позднее Евросоюз представил разъяснения, которые запрещали автотранспортный транзит в регион, однако разрешали перевозки по железной дороге при обеспечении должного контроля. Кроме того, были введены специальные квоты на железнодорожную перевозку подсанкционных товаров. Так, перевозимый объем этих грузов за год не должен превышать среднего объема за последние три года.
Для организации беспрепятственных перевозок грузов российская сторона использует морской путь через Балтику.
По мнению Алиханова, блокировка калининградского транзита является надругательствами над правилами ВТО и в целом над международными договоренностями. При этом Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое от снижения объемов транзитного товаропотока в регион, а в санкциях со стороны Вильнюса не всегда прослеживается "хоть какая-то логика".
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.