ВИЛЬНЮС, 6 окт – Sputnik. Литовские компании не могут обеспечить требования государственных закупок по железнодорожному проекту Rail Baltica и участвовать в тендерах без государственных гарантий, заявила глава Ассоциации банков Литвы (LBA) Эйвиле Чипкуте на заседании Комитета Сейма по бюджету и финансам.
Сейчас фирмы, которые хотят участвовать в государственных тендерах, вынуждены предоставить обязательную банковскую гарантию из-за европейских требований.
С Чипкуте согласен и президент Конфедерации промышленников Литвы (LPK) Видмантас Янулявичюс, который подтвердил, что без госгарантий местные предприятия не смогут участвовать не только в Rail Baltica, но и в проектах по "восстановлению" Украины.
При этом генеральный директор LPK Ричардас Сартатавичюс отметил, что требования к сложным и высокорискованным проектам предусматривают "заморозку" банком десяти процентов средств от стоимости работ на несколько лет.
В его представлении, гарантии от властей были бы очень выгодными для предприятий и стали бы "большим стимулом для литовской промышленности".
В то же время Янулявичюс отметил, что без них местные фирмы смогут участвовать в проектах по "восстановлению" Украины в лучшем случае в качестве субподрядчиков.
Руководитель финансовой госорганизации Investicijų ir verslo garantijos (INVEGA) ("Гарантии инвестиций и бизнеса") Дайнюс Вильчинскас считает, что подобные гарантии уже можно получить с помощью инструментов этого учреждения.
По его словам, компании могли бы более активно обращаться в банки и через них к INVEGA для использования этого инструмента.
Ранее стало известно, что строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica в Латвии обойдется в четыре раза дороже, чем планировалось изначально. Например, расходы на строительство Rail Baltica в Риге подскочили примерно на 21 процент, или на 93 миллиона евро. Власти Латвии объяснили, что рост расходов связан с "увеличением объема проекта" и различных "новшеств", которые были внесены в железнодорожный проект за последние три года.
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее с шириной 1435 миллиметров.
Примерные сроки открытия магистрали постоянно смещаются на все более поздние. Так, по оценкам специалистов, инфраструктурный проект может быть реализован к 2030 году.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.