ВИЛЬНЮС, 31 авг – Sputnik. Литовские перевозчики и фермеры поддерживают идею создания "зеленых коридоров" для перевозки украинского зерна через Литву, но при этом беспокоятся о безопасности своего рынка, заявили в Союзе перевозчиков Литвы (LVS).
В Союзе фермеров Литвы (LFA) считают, что транзит зерна с Украины должен организовываться таким образом, чтобы не пострадали литовские хозяйства и предприятия.
"Для Литвы, как страны — экспортера зерна, важно, чтобы транзит зерна проходил гладко и в соответствии со всеми правилами. Не секрет, что уже неоднократно имели место случаи злоупотреблений и попыток продажи импортного зерна вперемешку с литовским, и такие, казалось бы, незначительные инциденты серьезно влияют на престиж Литвы на международных рынках", — пояснил председатель Союза фермеров Литвы Раймундас Юкнявичюс.
Поэтому, заявил он, необходимо сделать так, чтобы перевозимое по "зеленым коридорам" украинское зерно "не оказалось где-нибудь в Литве", и литовские фермеры не испытывали серьезных ограничений при экспорте своей продукции.
По мнению главы Союза фермеров, насчитывающего более пяти тысяч участников, "зеленые коридоры" не только помогут Украине, но и принесут пользу Литве, улучшив дорожную инфраструктуру, создав рабочие места и развив бизнес. Но прежде всего, по их мнению, нужно защитить интересы и конкурентоспособность фермеров. Для литовских фермеров — экспортеров зерна важно, чтобы в Клайпедский порт не поступало зерно, которое не соответствует требованиям ЕС по качеству, в котором содержатся остатки запрещенных пестицидов или генетически модифицированное зерно.
В свою очередь генеральный секретарь LVS Сигитас Жилюс, выступивший с идеей "зеленых коридоров", подчеркнул, что товары должны безопасно транспортироваться до пункта назначения согласно действующим правилам транзита, а появление кольцевых дорог, соединяющих города Литвы, и маршрутов для более длинных грузовиков поможет литовским фермерам перевозить свою продукцию в больших объемах, таким образом снижая стоимость перевозок.
"Перевозчики несут полную ответственность за безопасный и упорядоченный транзит товаров через территорию ЕС и должны соблюдать таможенные процедуры, в частности условия декларации Т1. Это означает, что транзитные товары должны быть запломбированы с момента пересечения границы ЕС до пункта назначения, не должны перегружаться или разделяться на части и объединяться с другими товарами. Эти правила международных перевозок должны соблюдаться для защиты бизнеса своей страны. Я рад, что наша инициатива "зеленые коридоры" получает все большую поддержку и помогает определить конкретные проблемы, которые необходимо будет решать как на национальном, так и на международном уровне", — указал Жилюс.
Глава LVS отметил, что сегодня в первую очередь нужно позаботиться о транспортировке продукции литовских фермеров — разработать "зеленые коридоры" для грузовиков тяжелее 50 тонн и длиннее 25 метров, чтобы перевозить продукцию в Клайпедский порт. По мнению Союза перевозчиков, "зеленые коридоры" могли бы образовать кольцевые дороги по всей стране, например соединить Клайпеду, Каунас, Вильнюс, Утену, Паневежис, Шяуляй и Тельшяй.
В начале августа LVS обратился к правительству и предложил организовать движение длинных грузовиков с украинским зерном через Польшу в Клайпедский порт. Такая инициатива получила поддержку и обсуждение со стороны Литвы, Украины и Польши.
Ранее Литва предложила маршрут через Клайпедский порт в качестве альтернативы перевозке зерна с Украины. При этом с течением времени в Литве стали высказываться о перспективах транзита украинского зерна более критически. Так, глава Минтранса Марюс Скуодис ранее заявлял, что перевозка зерна через республику с дальнейшей его транспортировкой по морю возможна, если ЕС выделит для этого субсидии.
Об этом также высказывался глава комитета по вопросам села Викторас Пранцкетис, который утверждал, что без финансирования ЕС перевозка зерна через республику не выгодна с финансовой точки зрения.
Кроме того, в Минтрансе отмечали, что одно из препятствий для быстрой транспортировки — разные колеи в Польше и Литве, а также отсутствие терминала по смене подвижного состава.
В начале августа президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что получил положительную реакцию премьера Польши Матеуша Моравецкого на предложение облегчить экспорт украинского зерна через порты балтийских республик при условии, что процедуры проверки зерна будут проходить в самих портах, а не на польско-украинской границе.
Прекращение зерновой сделки
Действие зерновой сделки прекратилось с 18 июля. Россия сообщила Турции, Украине и ООН о возражении против ее продления.
Как указывали в Минобороны РФ, после прекращения функционирования черноморской зерновой инициативы и сворачивания морского гуманитарного коридора все суда, следующие в акватории Черного моря в порты Украины, с 20 июля рассматриваются как потенциальные перевозчики грузов военного назначения и считаются вовлеченными в конфликт на Украине на стороне Киева.
Президент РФ Владимир Путин ранее отмечал, что условия сделки в отношении Москвы не выполнялись, несмотря на усилия ООН, потому что Запад не собирался выполнять обещания. Путин не раз заявлял, что западные страны вывозили большую часть украинского зерна в свои страны, а основная цель сделки — поставки зерна нуждающимся странам, в том числе африканские — так и не была реализована.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.