Многоходовка с украинским зерном провалилась: как география подвела Литву
"Главное — не результат, а участие!" — подумали в Литве и решили предложить свой оригинальный маршрут доставки украинского зерна в порты Европы
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЛитовские логисты выдумали необычный маршрут доставки украинского зерна — по реке Неман. Сначала довезти зерно до границы Украины с Польшей. Там перегрузить его в вагоны для европейской колеи. Потом по Польше — до границы с Литвой. Там еще раз перегрузить его в вагоны для "советской колеи", а затем, уже через Литву, везти в Каунас. Там перегрузить зерно на речные баржи, а на них — по Неману — доставить его в Клайпедский порт. Снова перегрузить его — уже в трюмы морских сухогрузов, которые доставят его "конечному потребителю" — официально в Африке, а фактически — в богатых странах ЕС.
"При перевозке украинского зерна по железной дороге и его перегрузке в Каунасе пришлось бы менять железнодорожный путь или перегружать контейнеры с одного подвижного состава на другой один, а не два раза — это существенно повлияло бы на экономию средств. <...> Европейский опыт также показывает, что внутренние перевозки грузов водным транспортом могут быть на 30-40 процентов дешевле, чем по суше", — гордо сообщил глава морской грузовой компании Bega Лаймонас Римкус.
Почему "один раз"? Господин Римкус внятно не объяснил. Да и в целом его объяснение не так чтобы что-то объясняет.
Литовские железнодорожники тоже заподозрили неладное и сообщили, что желание речников приобщиться к благой миссии — накормить хоть кого-то украинским зерном — не более чем желание.
"Компания не оценивала ранее упомянутые альтернативные виды транспорта, поскольку на сегодняшний день отсутствует инфраструктура, которая могла бы соединить железную дорогу и речной порт в Каунасе", — комментируют в железнодорожной компании LTG Cargo.
Хотя в данном случае очевидно, что главное — не экономическая целесообразность. Главное — громко прокричать, мол, Литва — молодец, ночами не спят литовцы, а придумывают, как бы еще поучаствовать в "зерновой сделке", о которой так громко кричат в ЕС и ООН.
"Все предложения, даже нетрадиционные, по альтернативным маршрутам транспортировки зерна в Украине актуальны, полезны и находятся на рассмотрении", — заявили в Министерстве транспорта и в который раз гордо добавили, что Клайпедский порт может принять более десяти миллионов тонн зерна. Правда, даже литовский Минтранс признает, что самый большой вопрос — как доставить зерно в порт.
А ведь автор колонки совсем недавно
предлагал еще более оригинальный вариант доставки — самолетами ВВС Литвы, если, конечно, они на лету. Почему в Минтрансе до сих пор не задумались об этом? Ведь заодно и Министерство обороны смогло бы отличиться на политико-продовольственном фронте.
Ну а пока лучшие умы Минтранса ломают голову над картами, спикер Сейма Виктория Чмилите-Нильсен бросается на защиту чести Литвы — она говорит, что важны любые усилия республики по транспортировке украинского зерна.
"Во-первых, я считаю позитивными любые усилия Литвы помочь, пусть даже самые маленькие, поскольку мы ограничены логистикой и инфраструктурой для экспорта зерна с Украины. Это помощь для Украины, и мы должны продолжать эти усилия. <…> Также Министерство транспорта должно проанализировать, и, как я понимаю, оно анализирует различные деловые предложения, такие как, например, перевозка зерна по внутренним водным путям. Нужно проанализировать, можно ли это осуществить на практике, но я думаю, что усилия Литвы по объективным причинам не очень велики, но они позитивны, и мы должны их продолжать", — цитируют литовские СМИ Чмилите-Нильсен.
В то же время глава парламента признала, что нынешние объемы перевозки зерна через республику скромны, но это все же "лучше, чем ничего".
"Объемы очень скромные, но это лучше, чем ничего, и это не разговоры ради разговоров. Наши министры внесли предложение в Еврокомиссию о поиске альтернативных способов, и их надо будет найти. Просто вопрос в том, насколько это будет в приоритете не только у нас, но и у соседних стран, сколько ресурсов будет выделено на помощь Украине, а заодно и остальному миру, ведь не один регион остро нуждается в этом зерне", — заявила глава парламента.
Напомним, Польша запретила ввоз украинского зерна на свою территорию, но согласилась пропускать вагоны транзитом в другие государства Евросоюза. А в начале августа президент Литвы Гитанас Науседа сообщил, что договорился с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким облегчить экспорт украинского зерна через порты стран Балтии при условии, что процедуры проверки будут проходить в самих портах, а не на польско-украинской границе. Однако никаких официальных документов по этому поводу пока не подписано.
Действие зерновой сделки прекратилось с 18 июля. Россия уведомила Турцию, Украину и ООН о возражении против ее продления. Президент РФ Владимир Путин не раз заявлял, что условия сделки в отношении России не выполнялись, несмотря на усилия ООН, поскольку страны Запада и не собирались исполнять обещания. Также глава российского государства не раз отмечал, что Запад вывозил большую часть украинского зерна в свои страны, а главная цель сделки — поставки зерна нуждающимся странам, включая африканские — так и не была реализована.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.