Литва – главная в Прибалтике зачинщица всех процессов десоветизации и отказа от "всего российского". Это касается не только внешнеполитических антироссийских инициатив, но и "десоветизации" литовской экономики.
Еще в первые годы вступления в Евросоюз Литва первой заявила о том, что мечтает поскорее отказаться от российских энергоносителей. Слова подкрепили делом и сделали все, чтобы по нефтепроводу "Дружба" перестала течь токсичная российская нефть на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Мажейкяй, а сам концерн в итоге достался польскому PKN Orlen.
Вторым крупным проектом Литвы по десоветизации и деиндустриализации экономики стало закрытие Игналинской АЭС. И страна из экспортера дешевой электроэнергии в одночасье превратилась в самого крупного импортера из трех балтийских государств. Но, благо, недорогая российская электроэнергия продолжала поступать в регион по энергокольцу БРЭЛЛ (Белоруссия - Россия – Эстония – Литва - Латвия). Это позволяет странам Балтии до сих пор не попасть в полную зависимость от цен на европейском энергорынке.
Отключиться от БРЭЛЛ, по ранее подписанному соглашению, Литва, Латвия и Эстония должны в 2025 году. Но строптивая Литва взяла на себя "повышенные обязательства" и заявила, что собирается сделать это уже в 2024 году, а в последние месяцы стала давить на психику эстонцев и латышей с утроенной энергией. Мол, давайте поскорее отказывайтесь от дешевой, но "токсичной" российской и белорусской (а то вдруг она идет с БелАЭС) электроэнергии.
Уговоры продолжались больше года. Но Эстония и Латвия выдержали натиск и заявили, что будут строго соблюдать подписанный в 2001 году договор БРЭЛЛ и подписанное в 2018 году соглашение между лидерами стран Балтии и Еврокомиссией. Максимум, на что они согласны, – перенести отключение от БРЭЛЛ и синхронизацию электрических сетей стран Балтии с Западной Европой на начало, а не конец 2025 года. И литовцам пришлось смириться.
"И тогда хотя бы каких-то серьезных аргументов или еще очень серьезных аргументов для каких-то дальнейших дискуссий на самом деле было бы намного меньше, потому что такие проекты, как Harmony Link и все остальное, безусловно, могут быть реализованы позже, после того, как Литва, Латвия и Эстония уже синхронизируются с континентальной Европой", - сказала премьер Ингрида Шимоните после заседания Госсовета по обороне.
Глава литовского правительства с сожалением добавила, что Вильнюс со своей стороны сделал практически все, что должен был сделать на техническом уровне для подключения к сетям Европы, но без Латвии и Эстонии отключиться все равно не сможет.
"Совершенно понятно, что мы не можем действовать в одиночку, что есть три страны Балтии, что мы - единая система и настолько тесно связаны общими интерконнекторами, что говорить о том, что одна Литва может соединиться, синхронизироваться, было бы полной бессмыслицей", - цитируют СМИ литовского эксперта по энергетике Видмантаса Янкаускаса.
Теперь же Литва будет требовать от соседей четко обозначенной даты отключения в начале, а не в середине или конце 2025 года.
"Мы считаем, что трудностей быть не должно, я имею в виду участников заседания Государственного совета по обороне, потому что и латвийское политическое руководство, и Эстония называют февраль 2025 года как дату, когда это можно было бы сделать, поэтому мы не видим, чтобы могли быть какие-то препятствия", – заявил главный советник президента Литвы по Кястутис Будрис.
Провести новые переговоры с Таллином и Ригой и подписать окончательное, бескомпромиссное соглашение поручено правительству Литвы. Премьер Ингрида Шимоните уже строго заявила, что "в начале 2025 года не должно остаться логических объяснений причин для того, чтобы отложить синхронизацию с Западной Европой".
Латвийский оператор AST и эстонский Elering уже заявили, что приветствуют принятое решение Государственного совета по обороне Литвы обязать правительство страны провести переговоры с соседними странами.
"АSТ с удовлетворением восприняла решение Литвы о совместном с Эстонией и Латвией плане выхода из договора БРЭЛЛ и ускоренной синхронизации в начале 2025 года, что является технически и экономически наилучшим сценарием. <…> Мы надеемся, что за этим решением Литвы вскоре последует политическое соглашение между тремя балтийскими странами, которое станет основой для согласования их сетевыми операторами технической реализации плана ускоренной синхронизации в начале 2025 года", - цитируют литовские СМИ комментарии латвийского оператора энергосистем.
Латвийских коллег поддержали и эстонские энергетики. А вот экс-министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас после совещания у президента заявил, что "ГСО не определил конкретную альтернативу на случай, если балтийские страны не придут к общему согласию по поводу даты в начале 2025 года".
А значит можно ожидать новых "сюрпризов" от балтийских соседей. Достаточно вспомнить, как они в 2007-2009 годах сначала поддержали строительство новой Висагинской атомной электростанции взамен закрытой Игналинской АЭС и даже собирались стать ее акционерами, а потом демонстративно вышли из проекта.
Во вторник в Риге министры энергетики Литвы, Латвии и Эстонии договорились о совместной работе по синхронизации энергосистем стран Балтии с сетями континентальной Европы не позднее февраля 2025 года.
Но точного числа нет, а значит, есть пространство для маневра.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.