ВИЛЬНЮС, 15 июн – Sputnik. Еврокомиссия выделит Литве 24 миллиона евро на "обеспечение безопасности" калининградского транзита, сообщает Министерство внутренних дел Литвы.
Предполагается, что средства пойдут на закупку инструментов управления рисками в рамках Специальной транзитной схемы.
В МВД Литвы отметили, что в рамках этого проекта Служба охраны госграницы (VSAT) купит вертолет, а также другие транспортные средства и специальное оборудование, что позволит усилить "управление рисками безопасности", связанной с транзитом в Калининград и обратно.
"Дополнительные средства от Евросоюза помогут обеспечить максимальную безопасность калининградской транзитной схемы… В условиях обострения геополитической ситуации в регионе мы не можем терять бдительность", — заявила министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте.
По ее словам, Литва должна уделять "особое внимание" транзиту пассажиров и грузов по железной дороге в Калининградскую область. При этом она отмечает, что Литва обязана выполнять свои международные обязательства и в настоящее время калининградский транзит происходит "беспрепятственно и бесперебойно".
В прошлом году Билотайте обратилась в Еврокомиссию с просьбой оценить новый геополитический контекст и предоставить дополнительное финансирование ЕС для обеспечения безопасности калининградского транзита. По ее словам, благодаря усилиям Министерства внутренних дел Литва за последние три года получила от Еврокомиссии дополнительно 94 миллиона евро помощи на усиление охраны внешних границ и внутренней безопасности.
Проблемы с транзитом в российский анклав начались прошлым летом, когда Вильнюс запретил перевозку подсанкционных грузов через свою территорию. Эти ограничения распространялись на стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь и другие товары.
Позднее Евросоюз представил разъяснения, которые запрещали автотранспортный транзит в регион, однако разрешали перевозки по железной дороге при обеспечении должного контроля. Кроме того, были введены специальные квоты на железнодорожную перевозку подсанкционных товаров. Так, перевозимый объем этих грузов за год не должен превышать среднего объема за последние три года.
Для организации беспрепятственных перевозок грузов российская сторона использует морской путь через Балтику.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов отмечал, что Литва, а также Латвия и Эстония очень многое теряют из-за кардинального снижения объемов транзитного товаропотока.
Также, по оценке главы региона, в санкциях со стороны Вильнюса не всегда прослеживается "хоть какая-то логика", а сама блокировка калининградского транзита является надругательствами над правилами ВТО и в целом над международными договоренностями.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.