ВИЛЬНЮС, 23 фев – Sputnik. Литва должным образом справляется с контролем за выполнением международных санкций, заявила премьер-министр балтийской республики Ингрида Шимоните.
Основные сложности, по ее оценке, возникают из-за географического положения страны, которая граничит с Россией и Белоруссией.
"Я думаю, что Литве, принимая во внимание, какая нагрузка на нас ложится в связи с этим, — экспортная и импортная логистика в ЕС и из него — мы еще хорошо справляемся", — заявила глава кабмина в интервью литовским СМИ.
На этой неделе в Литве разразился "санкционный" скандал после сообщений в СМИ о некоем грузе белорусских удобрений с "Гродно Азот". Якобы карбамид транспортировали по железной дороге до терминала сыпучих грузов в Клайпеде. Для расследования инцидента государственная компания "Литовские железные дороги" (ЛЖД) и Министерство транспорта обратились в прокуратуру.
По словам Шимоните, даже если белорусский карбамид попал в Литву, возможно, в обход ограничений, это не доказывает, что власти не могут обеспечить контроль за выполнением санкций.
"Географическое положение Литвы осложняется тем, что мы сами очень мало экспортируем в Россию или Белоруссию, наш бизнес переориентируется на западные рынки. Но система реэкспортной логистики имеет большое значение. <…> К сожалению, есть люди, чья мораль позволяет им участвовать в этих схемах", - заявила глава кабмина.
Также она считает, что санкционный груз могли ввести из Белоруссии в балтийскую республику "по поддельным документам". Теперь, отметила политик, ситуацию должно прояснить следствие, которое определит, как именно удобрения попали в страну. На основании этого виновные понесут ответственность.
По ее словам, разумно ставить вопрос об ответственности ЛЖД, поскольку груз проходил через железнодорожную инфраструктуру.
Ранее в ЛЖД сообщили о 15 задержанных вагонах, в каждом из которых находилось 50 тонн белорусских удобрений. Как отметил директор по устойчивости бизнеса ЛЖД Эдвинас Керза, вагоны могли быть ввезены на территорию страны незаконным путем через пограничный пункт пропуска "Стасилос".
На фоне политического конфликта с Белоруссией, антироссийских санкций, которые активно поддерживает Вильнюс, а также закрытия восточных рынков транспортный сектор Литвы серьезно пострадал. В прошлом году грузоперевозки "Литовских железных дорог" упали почти на 40 процентов из-за санкций против России и Белоруссии.
Также на этой неделе стало известно, что в январе грузооборот в главном порту Литвы рухнул на 27 процентов по сравнению с началом 2022 года.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.