ВИЛЬНЮС, 5 фев – Sputnik. В Литве в 2022 году число попыток мошенничества увеличилось в 2,3 раза по сравнению с 2021-м, свидетельствуют данные банка SEB.
Самым распространенным случаем мошенничества был фишинг.
"В прошлом году преступники чаще всего рассылали СМС-сообщения с фиктивными ссылками на банк или другие учреждения и компании с целью вымогательства денег у граждан. Эти сообщения обычно просили получателей ввести только известные им данные аутентификации и безопасности, например, коды входа в интернет-банк", — сказала член правления банка SEB Вилия Науседайте.
По ее словам, в прошлом году убытки от мошеннических действий превысили 1,6 миллиона евро.
Эксперт банка SEB также подчеркнула, что у этого и многих других видов мошенничества есть общая черта: давление или побуждение к тому, чтобы как можно скорее совершить какое-либо действие. Науседайте рассказала о некоторых правилах, которые могут помочь не попасться на крючок мошенников. Например, правило получаса.
"Всякий раз, когда вы получаете неожиданный запрос, предложение или требование раскрыть ваши личные данные или данные для входа в систему онлайн-банкинга, мы советуем вам поступить просто: не предпринимать никаких действий немедленно и намеренно подождать не менее получаса, прежде чем ответить на электронное письмо или сообщение", — объяснила специалист.
Науседайте добавила, что такое же правило действует при звонках с незнакомых номеров.
"Если вы уже ответили, всегда отвечайте, что в данный момент не можете разговаривать, если нужно, будьте грубы и просто завершите звонок. Помните: чем больше на вас давят, требуя что-то сделать, тем больше смысла пытаться ничего не делать и выиграть время", — сказала она.
Специалист банка SEB подчеркнула, что в большинстве случаев такой паузы достаточно, чтобы внимательно и критически оценить ситуацию, полученную информацию или запрос. За полчаса можно связаться с учреждением, от имени которого был сделан мошеннический запрос (банк, полиция и так далее), чтобы проверить, действительно ли его отправило это учреждение.
"Разумеется, обращаться следует только по телефону, указанному на официальном сайте учреждения или организации", — добавила она.
Науседайте считает, что привычка "делать паузу" перед ответом на просьбу незнакомого человека или организации также поможет не попасться в другую распространенную мошенническую ловушку — выдачу себя за потенциального покупателя товаров, которые продают жители.
"В прошлом году участились случаи мошенничества, когда людей, продающих товары через интернет, просили заказать курьерскую службу, отправляя ссылку на страницу поддельной службы доставки посылок, или просто раскрыть данные своей платежной карты. Простая пауза перед дальнейшими действиями может помочь избежать болезненных случаев, когда люди верят в сказки мошенников о том, что, введя данные своей карты, они окажут услугу потенциальному покупателю, который удобно получит свой товар у порога их дома. В действительности "покупатель" удобно получает только деньги жертвы", — подчеркнула Науседайте.
Она добавила, что в 2022 году увеличилось число случаев, когда у жителей выманивали деньги, предлагая им воспользоваться "выгодными инвестиционными предложениями". Таким образом люди потеряли 1,2 миллиона евро.
"Мошенники не только хорошо умеют придумывать истории о том, как быстро и легко разбогатеть, но и манипулировать, убеждать и морочить людям голову. В наше время очень важно всегда оставаться скептиком и особенно скептически относиться к тому, что к вам обращается незнакомец, который начинает говорить о деньгах. Такой разговор должен побудить вас немедленно прекратить общение с потенциальными мошенниками", — посоветовала специалист.
В то же время в банке SEB рассказали, что жертвами мошенников становятся не только частные лица, но и предприятия. Несмотря на то что атак на них в 2022-м было не так много, ущерб превысил один миллион евро. Самый распространенный способ получения денег — "переадресация платежей", когда преступники взламывают систему электронной почты компании, перехватывают переписку с поставщиками и изменяют номера счетов, на которые должны переводиться деньги.
Науседайте посоветовала предприятиям не терять бдительность и всегда обращать внимание на неожиданные изменения в данных.
"Кроме того, мы советуем компаниям уделять как можно больше внимания защите своих информационных технологий, обучению сотрудников, регулярным учениям и проверкам систем", — резюмировала она.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.