Конец февраля 2022 года перевернул мир с ног на голову. Когда происходят такого рода события, сначала кажется, что вот еще неделя, еще месяц, и все закончится (будет как раньше), а потом начинает приходить понимание того, что как раньше уже не будет.
Запад уже нет тот
Если по-простому, предпосылок к скорому завершению военного конфликта на Украине, который сейчас является главной темой везде, нет. В то же время 2023 год может стать очень важным для его дальнейшего развития по следующим причинам.
Во-первых, после мобилизации в России на фронтах ожидается ее масштабное наступление, может даже на нескольких направлениях. На этом фоне отношения Москвы с Западом в лучшем случае не ухудшатся (хотя куда уж хуже), в худшем - обострятся еще больше.
В то же время на самом Западе все совсем непросто. В США будет новый (республиканский) состав нижней палаты парламента, а это означает обострение межпартийного противостояния и разногласий республиканцев с Белым домом - тем более, что президентские выборы все ближе.
А еще в Америке есть такая примета: чем ближе выборы, тем больше вероятность усложнения военно-политической ситуации в какой-нибудь точке мира. На повестке дня - Иран и Тайвань.
В Европе все не менее – если не более – сложно. Вопрос номер раз: эту зиму Евросоюз, вероятно, как-то переживет, а вот как и за сколько будет заполнять газовые хранилища на следующую, пока неизвестно. На этом фоне также остаются актуальными вопросы европейского единства, лидерства (агрессивные "новички" во главе с Польшей норовят сместить с трона тяжеловесов в лице Германии и Франции) и реформы ЕС (уж слишком много в последнее время разговоров о необходимости отмены принципа единогласного принятия решений). И это уже не говоря о том, что Европа, которая дышит на ладан, периодически грозит Америке торговой войной.
Короче говоря, и Россия, и Запад отстаивают свои позиции на Украине, но запас прочности последнего под вопросом. Если точнее, американцы и европейцы, конечно, обладают достаточным потенциалом для продолжения борьбы, но очевидно, что она становится для них все менее комфортной, и они явно думают - стоит держать удар или отступить. Ответ на вопрос, повторит ли Украина судьбу Афганистана, может проясниться уже в следующем году.
А что же с Балтией?
В вышеописанном контексте не может не беспокоить и судьба Балтийского региона, поскольку нарастает напряженность в треугольнике Украина – Белоруссия - Польша. НАТО, конечно, усердно избегает прямого столкновения с Россией. Как заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, "война на Украине ужасна, она также может превратиться в полномасштабную войну, которая перерастет в большую войну между НАТО и Россией, мы каждый день работаем над тем, чтобы избежать этого". Надо надеяться, что работа будет успешной.
Наконец, надо сказать пару слов о Литве. Она столкнулась с серьезными экономическими, в том числе инфляционными, проблемами, но все-таки сумела сохранить стабильность - не говоря уже о том, что практически сошла на нет проблема коронавируса.
В марте 2023 года в республике состоятся местные выборы, которые проверят доверие населения к политике правящих консерваторов и либералов, а также станут первым серьезным испытанием для новой партии бывшего премьера Саулюса Сквернялиса.
Кроме того в литовской политической системе сохраняется запрос на новых лидеров – возможно, "рейтинговым мясцом" в следующем году обрастут такие личности, как еврокомиссар по вопросам окружающей среды Виргиниюс Синкявичюс и оппозиционный юрист Игнас Вегеле.
Обобщая, можно сказать, что сейчас динамика глобальных, региональных и национальных процессов очень высокая с большой степенью непредсказуемости. Остается следить за трендами, которые в определенный момент могут удивительным образом свестись в один большой результат. Вопрос, будет ли это в 2023 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.