ВИЛЬНЮС, 14 дек – Sputnik. Железнодорожный и портовый комплекс Литвы не может существовать без транзита в Калининград и обратно и без торговли с Россией, заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Он отметил, что весь транспортный комплекс балтийских стран, в особенности Литвы, зависит от того уровня взаимодействия, который есть у балтийской республики с РФ и Китаем.
"Если вдруг этот уровень взаимодействия сойдет вообще в ноль, то литовской железной дороге останется жить, может, года два в режиме пригородной электрички", — приводит его слова РИА Новости.
Как напомнил глава региона, у балтийской республики есть железнодорожные связи с Польшей, но пропускные мощности на этом направлении абсолютно другие, а кроме того, Польша имеет собственные развитые порты.
"В отрыве от транзита, от торговли с Российской Федерацией железнодорожный и портовый комплекс Литвы существовать не может. Собственно, ровно поэтому литовцы разрешают железнодорожный транзит в Калининград. Потому что, как только они его запретят, сразу же последует ответная мера, и для них в этом смысле экономика вся закончится, года через два-три они начнут потихонечку резать свою железную дорогу на металлолом. И ровно то же самое в итоге случится и с портом в Клайпеде", — предупредил Алиханов.
Также он сообщил, что сейчас власти Калининградской области добиваются отмены квот, которые ввел Евросоюз на железнодорожный транзит подсанкционных грузов через Литву.
"Переговоры идут сложно очень. С той стороны постоянные манипуляции цифрами и фактами. Они говорят — вы не выбираете эти квоты, так что у вас все нормально. А то, что по отдельным товарам мы их давно выбрали, они почему-то не считают. Идет чисто манипуляция, передергивание", — пояснил он.
В то же время Алиханов заявил, что власти подсчитывают ущерб от ограничений Вильнюса на транзит, чтобы предъявить претензии в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
"Мы также формируем для Министерства экономического развития позицию, чтобы была сформирована база под будущее разбирательство с использованием международных механизмов, таких как суд в рамках ВТО. На наш взгляд, эта ситуация является грубым нарушением обязательств Литвы и Европы перед Россией по обеспечению беспрепятственного транзита грузов в Калининград и из него. И мы формируем расчеты по тому ущербу, который они наносят, для того чтобы предъявить его потом", — отметил глава региона.
По его словам, ограничения действуют давно, калининградские грузоотправители и грузополучатели несут дополнительные расходы и недополучают прибыль.
"Поэтому мы собираемся все, что мы несем в качестве дополнительных расходов, выставить потом в качестве претензий", — сообщил он, добавив, что пока нет предварительной оценки нанесенного ущерба.
Кроме того, Алиханов отметил, что многие калининградские грузоотправители боятся использовать железнодорожный путь из-за непредсказуемого поведения Вильнюса и смогли переориентироваться на морские перевозки.
"Недавно мы подбили статистику, и у нас выбрано только около 60 процентов от объема квот, которые ввели европейцы и литовцы для железнодорожного транзита, потому что многие боятся сложностей и везут морем", — сказал он.
Губернатор подчеркнул, что сейчас Калининград пытается как в региональном правительстве, так и с Министерством транспорта РФ договориться обязательно выбирать необходимый объем квоты, чтобы впоследствии не столкнуться с его возможным сокращением со стороны европейцев.
По его словам, у властей Калининградской области сохраняются опасения, что балтийская республика может полностью запретить транзит.
"Если бы у нас не было опасений, мы бы в конце 2016 года не принимали решение, что паромы необходимо строить. Конечно, есть", — отметил Алиханов.
Вильнюс еще летом запретил транзит подсанкционных товаров по своей территории в Калининградскую область. Ограничения распространились на стройматериалы, металл, дерево, цемент, удобрения, алкоголь, икру и другие категории. Впоследствии Еврокомиссия предоставила разъяснения, по которым транзит в регион автотранспортом запрещен, а перевозки по железной дороге возможны при должном контроле. При этом были введены квоты на железнодорожную перевозку подсанкционных грузов, объем за год не должен быть выше среднего объема за последние три года.
Теперь для организации беспрепятственных перевозок товаров в Калининграде используют морской путь.
Алиханов заявлял, что ограничения на перевозки коснулись порядка 45 процентов ввозимых и около 17 процентов вывозимых товаров.