ВИЛЬНЮС, 29 ноя – Sputnik. В Литве призвали интенсивнее работать по осуществлению проекта строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica, чтобы отказаться от российской колеи. Об этом сообщает пресс-служба Сейма по итогам заседания Комитета по вопросам будущего, проведенного совместно с Комитетом аудита.
Отмечается, что Rail Baltica — один из самых амбициозных европейских инфраструктурных проектов последних десятилетий, направленный на соединение стран Балтии и части Польши, а также Финляндии с остальной частью Европейского союза с помощью железных дорог европейской колеи.
По мнению председателя Комитета Сейма Литвы по вопросам будущего Раймундаса Лопаты, в сложившейся геополитической ситуации значение проекта для обеспечения быстрой и надежной связи Балтийского региона с Западной Европой особенно велико.
"Мы должны переориентироваться с "Запад — Восток" на "Север — Юг", — заявил он.
Министр транспорта Марюс Скуодис во время заседания отметил, что Литва добилась больших успехов в реализации Rail Baltica, и подчеркнул, что необходимо работать особенно интенсивно, чтобы "обеспечить дальнейшее продвижение проекта и быструю, удобную и безопасную связь Балтийского региона с Западной Европой".
Его поддержала и заместитель министра транспорта Лорета Маскалевене. Она добавила, что стратегический интерес Литвы состоит в том, чтобы соединить Клайпеду с европейской колеей. В настоящее время железная дорога до Клайпеды имеет более широкую российскую колею.
"Строительство европейской колеи в портовом городе позволило бы Литве стать конкурентоспособной на международном рынке морских перевозок, а говоря о развитии проекта, нельзя забывать, что переход с автомобильного транспорта на железнодорожный является одной из основных целей устойчивого развития, которые должны быть достигнуты к 2030 году", — отметила вице-министр.
По словам координатора Северо-Балтийского транспортного коридора Европейской комиссии (ЕК) Катрин Траутманн, Европарламент также высоко оценивает этот проект, поэтому важно увидеть его не только с национальной точки зрения, но с позиции всех трех государств, потому что Rail Baltica — это и сообщение, и экономика, и безопасность, и, кроме того, приход в регион новых технологий.
На фоне конфликта с Белоруссией, санкций Евросоюза против России и закрытия восточных рынков серьезно пострадал транспортный сектор балтийской республики.
Предприятие "Литовские железные дороги" (ЛЖД), для которого сложная ситуация обозначилась еще в конце 2021 года из-за решения властей остановить транзит грузов "Беларуськалия", подчеркивало, что компанию в этом году ждет рекордное падение перевозок за всю историю деятельности. В ЛЖД отметили, что за девять месяцев этого года из-за санкций против России и Белоруссии он потеряли почти 40 процентов грузоперевозок.
Строительство Rail Baltica
Железнодорожная магистраль Rail Baltica длиной 730 километров должна связывать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией.
Однако со строительством Rail Baltica регулярно возникают трудности, на проект не раз запрашивали дополнительное финансирование. Как уже предупреждали эксперты, проект является проигрышным и невыгодным с точки зрения экономики и логистики.
Согласно подписанным с Евросоюзом договорам о финансировании, проекты линии Rail Baltica должны быть готовы не позднее 2024 года.