ВИЛЬНЮС, 3 ноя – Sputnik. В Литве компенсации за потребляемую электроэнергию в будущем могут получать только те потребители, которые используют наименьшее количество энергии. Об этом заявила министр финансов балтийской республики Гинтаре Скайсте.
В четверг в Национальной библиотеке им. М. Мажвидаса в Вильнюсе состоялась дискуссия "Государственный бюджет на 2023 год: вызовы и возможности", в которой приняли участие государственный контролер Миндаугас Мацияускас, министр финансов Гинтаре Скайсте, директор экономического департамента Банка Литвы Аурелиюс Дабушинскас и другие.
Во время обсуждения государственных субсидий на электроэнергию, Мацияускас предложил в следующем году ограничить выплаты, поскольку населению и бизнесу может понадобиться помощь в течение более длительного периода времени.
"Говоря о мерах по стимулированию бизнеса, жителей, мы видим, что была оценена текущая экономическая и геополитическая ситуация, но, учитывая растущие процентные ставки и масштабы заимствований, эти меры должны быть более адресными", — заявил Мацияускас.
"Необходимо меньше применения по горизонтали, всему населению или всему бизнесу, таким образом немного сэкономив и смотря на более длинную перспективу. Может возникнуть необходимость продления запланированных мероприятий на более длительный период, потому что цены и на сырье, и на энергоносители могут как расти, так и оставаться высокими в течение более длительного периода времени, а возможно, после принятия Еврокомиссией определенных решений, они могут снизиться", — добавил он.
Государственный контролер заметил, что в долгосрочной перспективе важно не забывать, что долги придется возвращать всем налогоплательщикам с "достаточно значительными процентами, которые продолжают расти".
В свою очередь Дабушинскас отметил, что государственным мерам помощи домохозяйствам и компаниям не хватает точности.
"Когда мы говорим о большей точности, можно вспомнить два классических элемента, как это достигается. Предпринимаются попытки увязать помощь с уровнем доходов домохозяйств, оказывая меньшую помощь тем, кто экономически более силен. Вопрос в том, как это отличить. Другой способ — привязать помощь к уровню потребления, большую помощь оказывая минимальному, необходимому количеству потребления энергии", — сказал Дабушинскас.
"Мы хотели бы, чтобы решения, для которых используются финансовые ресурсы, основывались на данных и наших аналитических возможностях. Здесь подготовки маловато", — добавил он.
По его словам, вполне вероятно, что пятая часть домохозяйств не нуждалась бы в помощи, оказываемой сейчас.
В свою очередь Скайсте заявила, что повышение цен является беспрецедентным и затрагивает жителей как с низким, так и средним уровнем дохода.
"Меры всегда могут быть более адресными, но повышение цен настолько беспрецедентно, что затрагивает не только малоимущих, но и людей со средним достатком", — сказала министр.
По ее словам, принимаемые сейчас инициативы дают людям время адаптироваться к ситуации, например купить котлы, работающие на неископаемом топливе, или солнечные панели.
"Вся политика правительства — и этого, и предыдущего — заключалась в продвижении электричества как менее загрязняющего вида энергии. <...> Сказать сейчас о том, что будет компенсироваться только часть цены, а остальное будет вашей проблемой, что вы в свое время принимали решения, к которым вас подтолкнула политика правительства, — вопрос философский", — сказала Скайсте.
По ее словам, если ограничить объем потребляемой электроэнергии, за который положена компенсация, до 150 киловатт-часов, это позволило бы сэкономить очень мало, а администрирование этой меры стоило бы дорого. Однако эта инициатива может появиться во второй половине следующего года.
"Что касается возможности дифференциации, то эта мера может появиться со второй половины года, если мы решим это сделать. Мне кажется, этого времени было бы достаточно, чтобы независимые поставщики адаптировались, внедрили двойное ценообразование, получили необходимое программное обеспечение, но такие соглашения должны появиться в конце этого года", — сказала Скайсте.
На фоне российской спецоперации на Украине Литва решила "полностью" отказаться от нефти и газа из России. В Министерстве энергетики заявляли, что республика будет получать газ через Клайпедский терминал. Через него власти также обещали поставлять газ странам Балтии и Польше, однако признали, что из-за высокой нагрузки в случае форс-мажора мощностей может не хватить.
Жители и предприятия уже ощутили последствия резкого роста цен на электроэнергию и топливо. Кроме того, дорожают продукты питания и жилье. Несмотря на трудности в экономике и сложную ситуацию для многих секторов Литвы, Вильнюс продолжает активно поддерживать антироссийские санкции Евросоюза.