ВИЛЬНЮС, 10 окт — Sputnik. Демократическая партия Сейма "Во имя Литвы" раскритиковала предложение "Литовских железных дорог" (ЛЖД) и Министерства транспорта и коммуникаций платить некоторым муниципалитетам за нерентабельные железнодорожные маршруты.
По словам лидера партии Саулюса Сквернялиса, похоже, что для нынешнего руководства Министерства транспорта и коммуникаций и ЛЖД прибыль важнее, чем повышение доступности общественных услуг и благосостояния жителей.
"Неужели государству больше нет смысла финансировать и содержать железнодорожные пути, по которым население ежедневно добирается до работы и учебных заведений? Предложения о том, чтобы муниципалитеты сами платили за это, почти равносильны рэкету против них и общества", — сказал Сквернялис.
В то же время член партии "Во имя Литвы" Домас Гришкявичюс отметил, что разговоры правящих о региональной политике равносильны пустословию.
"Правительство и государственные компании Литвы осуществляют действия, которые противоречат утвержденным стратегическим документам страны. "Литовские железные дороги" сокращают пассажирские маршруты, оценивая все только через призму прибыли и убытков, забывая о другой важной миссии — предоставлении общественных услуг", — подчеркнул он.
По его словам, маршрут Шяуляй — Паневежис — Рокишкис был сокращен в прошлом году, осталась связь только между четырьмя и пятью городами. По мнению Гришкявичюса, похоже, что и этот маршрут находится под угрозой.
Он также рассказал, что нерентабельный железнодорожный маршрут Радвилишкис — Шяуляй — Радвилишкис планируется закрыть. ЛЖД направили соответствующее письмо муниципалитетам, по территории которых проходит эта железнодорожная линия. В письме подчеркивается, что маршрут могут оставить, если сами муниципалитеты окажут ему финансовую поддержку.
"Шестнадцать тысяч евро в год запрашивается у самоуправления Паневежского района, четыре тысячи — у Шяуляйского района, 19 тысяч — у Радвилишкского района за перевозки, которые не соответствуют минимальным критериям, установленным правительством. Как кто-то пошутил, скоро муниципалитеты смогут строить таможни и взимать налоги с поездов, пересекающих их территорию", — подчеркнул Гришкявичюс.
В понедельник члены партии "Во имя Литвы" обратились к Минтрансу и руководству ЛЖД и попросили разъяснить, какие конкретные изменения маршрутов пассажирского транспорта предусмотрены, сколько маршрутов планируется убрать, сократить, какие заменить или запустить, как они оценивают цели региональной политики и просьбы LTG Link, оператора пассажирских перевозок ЛЖД, к муниципалитетам финансово поддержать работу маршрутов.
На фоне спецоперации РФ на Украине и антироссийских санкций экономика Литвы столкнулась с серьезными вызовами. Кроме того, на фоне конфликта с Белоруссией и закрытия восточных рынков транспортный сектор балтийской республики испытывает трудности. Перевозчики постоянно жалуются на проблемы, транспортные компании погрязли в долгах. Компания ЛЖД, для которой сложная ситуация наметилась еще в конце 2021 года из-за решения правительства запретить транзит грузов "Беларуськалия", заявила, что предприятие в этом году ждет рекордное падение перевозок за всю историю ее работы.