Эта история началась с того, что Польша решила провести судебную реформу, которая, по мнению ЕС, противоречит принципам правового государства (независимости судебной власти), что подтвердил Суд справедливости ЕС, наложив на Варшаву штрафные санкции.
Последняя проигнорировала данное решение и вообще решила, что право ЕС для нее не действует. Конфликт накалился, но Брюссель не пошел на максимальное обострение. Вероятно, потому, что не хотел лишний раз показать хрупкость европейского единства. Да и Polexit там никому не нужен. Однако это не значит, что Евросоюз смирился с унижением: там просто решили подождать смены власти в Польше и по возможности ему поспособствовать ‒ в частности, придержать миллиардную помощь, чтобы у проевропейской оппозиции во главе с Дональдом Туском появился дополнительный козырь.
И так бы это противостояние тихо и продолжалось, если бы сначала не грянул миграционный кризис на границе с Белоруссией, а потом не началась военная операция России на Украине, в результате которой в Польшу хлынул поток украинских беженцев.
В итоге Варшава приняла определенные решения по коррекции своей судебной реформы, а Евросоюзом был утвержден польский план восстановления экономики. И в тот момент могло показаться, что из-за того, что Польша встала на пути мигрантов из Белоруссии и помогла беженцам с Украины (уже не говоря о роли Варшавы в оказании Киеву военной помощи), обоюдные претензии остались в прошлом. Но не тут-то было.
Оказалось, что утвердить план и дать деньги на его реализацию ‒ две большие разницы. Даже после того, как Польша законодательно скорректировала свою судебную реформу, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен неожиданно заявила, что Варшава сделала еще не все, что нужно, а значит, деньги ‒ а это больше 30 миллиардов евро ‒ пока не получит.
Сказать, что поляки возмутились, ‒ не сказать ничего. Началась истерика и даже угрозы. Генеральный секретарь правящей в Польше партии "Право и справедливость" Кшиштоф Соболевский заявил, что, если Брюссель не передумает, Варшава намерена, во-первых, подать на него в суд; во-вторых, использовать свое право вето при голосовании, когда требуется утверждение тех или иных документов и инициатив; в-третьих, создать альянс, который позволит отправить в отставку и председателя Еврокомиссии, и еврокомиссаров.
В связи с этим два вопроса: почему Евросоюз не дает полякам деньги и как расценивать их реакцию (угрозы)?
Можно с уверенностью сказать ‒ если бы Еврокомиссия хотела, она бы разморозила помощь Варшаве вне зависимости от сути дела. То есть претензии по судебной реформе сейчас, скорее всего, лишь повод не платить. Поэтому важно понять, кто затормозил процесс. Один из вариантов ответа ‒ Германия и Франция.
Логика следующая. Сегодня Польша пытается стать новым военно-политическим лидером Европы, подвинув Берлин и Париж. Последние предпочитают открыто не выражать недовольства из-за этого, но очевидно, что "польская выскочка" начинает их раздражать. Особенно Варшава раздражает немцев, с которых требует репарации за Вторую мировую войну и которых постоянно учит жизни, хотя локомотив Евросоюза ‒ Германия, а не Польша.
Поэтому последнюю надо опустить с небес на землю, и финансовый рычаг подходит для этого как нельзя лучше: нет денег ‒ нет успеха на выборах в условиях обостряющегося экономического кризиса, и, соответственно, провалится очередная попытка создать "Великую Польшу". Поскольку в Варшаве тоже это понимают, реагируют жестко. Но сколь серьезно стоит относиться к ее угрозам?
Они больше похожи на блеф. Представить, что Суд справедливости ЕС, который однажды уже принял решение не в пользу Польши, вдруг встанет на ее сторону, трудно (уже не говоря о том, что разбирательство может длиться долго, а деньги нужны еще вчера). Также поляки говорят о блокировке решений и создании антибрюссельского альянса. Проблема в том, что это может настроить против Варшавы другие страны ЕС, которые пострадают из-за этого, а значит, не будет и никакой "коалиции".
Можно, конечно, предположить, что заступиться за Варшаву готов Вашингтон. Но, во-первых, ему сейчас не до Польши. Во-вторых, он всегда действует по принципу: наши проблемы ‒ ваши проблемы, ваши проблемы ‒ только ваши проблемы. А лагерь Дональда Трампа, похоже, ставит уже на Виктора Орбана, а не на Польшу.
Обобщая, следует обозначить несколько моментов. Первое, Евросоюз был, есть и в обозримом будущем останется "серпентарием единомышленников", в котором не прекращается борьба за влияние, и сегодня далеко не все в восторге от амбиций Польши (особенно старожилы). Второе, болезненная реакция Варшавы на невыделение денег показывает, что они ей очень нужны, поскольку под угрозой политическое будущее руководящей партии и ее проект "Великой Польши".
Выстоят ли правящие или им на смену придет европейски правильный Туск, пока сказать трудно. Однако, если в Польше произойдет смена власти, может скорректироваться и ее внешняя политика, которая, вероятно, станет более проевропейской и менее национально- и великодержавно-ориентированной. Сколь проамериканской она будет, во многом определят результаты выборов в США, которые также могут изменить и курс ЕС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.