ВИЛЬНЮС, 14 авг – Sputnik. В Литве около 60 процентов жителей положительно оценили свой опыт использования потребительских кредитов. Об этом свидетельствуют данные опроса Банка Литвы.
Исследование проводилось по инициативе ЦБ осенью прошлого года, чтобы выяснить, насколько граждане удовлетворены определенными финансовыми услугами, которые оказывают участники финансового рынка. Некоторые пункты опроса касались потребительского кредитования.
Так, 71 процент жителей балтийской республики обратились за потребительским кредитом в банки, десять процентов – к другим кредиторам, девять процентов – на платформы пирингового кредитования, а шесть процентов – в кредитные унии. Большинство респондентов отдают себе отчет в том, что такое потребительские кредитные продукты (лизинг, потребительские кредиты, кредитный лимит).
Наиболее важными факторами при получении кредита являются его стоимость (важна для 84 процентов респондентов), четкое и понятное описание продукта (85 процентов респондентов) и быстрый и простой процесс получения (81 процент респондентов). Наименее важным фактором является возможность оформить кредитный продукт дистанционно (74 процента респондентов).
По данным опроса, большая доля респондентов с потребительским кредитом (56 процентов) указали, что сначала они сравнивают несколько предложений, что помогает им выбрать продукт потребительского кредитования, который лучше соответствует их потребностям. При этом 14 процентов получателей указали, что получили только одно предложение.
Что касается различных кредитных продуктов, то 37 процентов респондентов считают, что сравнивать предложения по потребительским кредитам очень легко. Однако, когда участников спросили, какие условия легко или трудно сравнивать, оказалось, что заемщикам было одинаково трудно сравнивать информацию о процентных ставках (47 процентов), комиссиях (44 процента) и условиях договора (42 процента).
Также 32 процента клиентов сообщили, что никогда не проверяют условия действующего договора, а 17 процентов делают это реже раза в год. На фоне этого Центробанк рекомендовал кредиторами уделять больше времени разъяснению условий кредитного договора и стоимости потребительского кредита.
Кроме того, получатели оценивали опыт пользования кредитными услугами, и около 60 процентов считают его положительным. До 72 процентов заемщиков потребительских кредитов заявили, что удовлетворены быстрым решением проблем. Еще 15 процентов заемщиков сообщили, что проблема была решена, но на это потребовалось время.
Опрос показал, что услуги, предоставляемые кредиторами, в целом соответствуют ожиданиям получателей таких кредитов, при этом их большая доля осведомлена о своем праве на досрочное погашение потребительского кредита (59 процентов респондентов указали, что знают об этом), и гораздо меньшая доля получателей осведомлена о других своих законных правах, таких как право на кредитные каникулы (31 процент), право отказаться от кредита в течение 14 дней (25 процентов) или право на реструктуризацию кредитного договора (23 процента).
В ЦБ призвали потребителей сравнивать различные предложения и обращать внимание не только на процентные ставки, но и на общую стоимость кредита (проценты и все комиссии, связанные с ним), то есть сумму денег, которую человек должен заплатить за пользование продуктом за весь срок договора.
Также регулятор обратил внимание клиентов на то, что даже после заключения договора они имеют право не только проверить, соответствуют ли условия их личным потребностям, но и изучить возможность смены поставщика услуги, чтобы получить более выгодные условия.
Опрос "Удовлетворенность потребителей финансовыми услугами" проводился с 19 октября по 3 ноября 2021 года.