12 апреля (30 марта) православная церковь чтит память святителя Софрония, епископа Иркутского и всея Сибири чудотворца.
Софроний (Кристалевский) родился в день Рождества Христова в 1704 году в Малороссии, где его отец служил в Черниговском полку. В крещении мальчика именовали Стефаном.
Детские годы его прошли в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии – там семья поселилась после увольнения отца со службы. Стефан поступил в Киевскую духовную академию и, получив образование, пришел в Красногорский Преображенский монастырь. Весной 1730 года он принял постриг с именем Софроний.
О дальнейших годах святителя известно то, что он служил два года казначеем, а затем его взяли по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом архиерейски. После этого его перевели в Александро-Невский монастырь, а затем послали в Санкт-Петербург.
Когда иеромонах Софрония находился по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание, и в январе 1742 года призвали в братство Александро-Невского монастыря в Петербурге. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году утвердили в должности наместника обители.
В помощь себе на питерской земле Софроний позвал земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия. Он стал строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. Большое внимание святитель уделил работе семинарии, а также монастырской библиотеки.
В 1747 году умер Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович), и несколько лет самая большая по территории епархия оставалась без духовного наставника. Однако в 1753 году императрица Елизавета Петровна рекомендовала Синоду назначить на эту должность Софрония, как "лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода". После этого в Большом Успенском соборе Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.
До того, как уехать в Иркутскую губернию, святитель подобрал самых образованных и духовно опытных сотрудников, с ним отправился и Синесий.
Наконец, в весной 1754 года святитель прибыл в Иркутск. К моменту приезда святого, местные обители уже имели почти столетнюю историю. Однако, объезжая епархию, Софроний увидел, что кроме просвещения верующих христиан следует привести к вере идолопоклонников, которых в Сибири оставалось еще множество. Положение дел было такого, что иногда даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью – тем более. Святитель трудился не покладая рук и того же требовал от всех клириков.
До конца своих дней Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, где он провел юность, и постоянно посылал для этого необходимые средства.
Когда его здоровье совсем ухудшилось, святитель попросил Синод отпустить его в увольнение на покой, однако Петербург медлил с ответом, поскольку сложно было сразу найти достойного преемника. Последние дни жизни святитель Софроний проводил в молитвенном подвиге.
В старину этот день также называли Иван Лествичник. Православная церковь отмечает память Иоанна Лествичника — игумена Синайского монастыря, который является автором знаменитого духовного произведения "Лествица" (от старославянского "лестница"). Долгое время работа считалась своего рода руководством к нравственному самосовершенствованию. Иоанн представил 30 добродетелей в виде ступеней, по которым христианин должен двигаться к идеалу веры.
В это время на Руси были принято печь обрядовое печенье — лесенки. Обычно для каждого члена семьи пекли по лесенке — чтобы у каждого из домочадцев было здоровье. Иногда такое печенье приносили в церковь и кропили святой водой.
Однако с этим днем у наших предков были связаны и опасения. Например, некоторые боялись ходить по двору. Считалось, что в этот день домовой "бесится" и не узнает своих домашних, а потому может им навредить. С заходом солнца было принято запирать скот в хлеву, а самим – запираться дома и даже не выглядывать в окна.