Во-первых, с некоторых пор Россия и Запад имеют кардинально разные взгляды на одни и те же фундаментальные события и проблемы, а их информационные дискурсы – это два разных мира.
В такой ситуации остается только молиться, чтобы не разразилась война, тем более что речь идет о великих державах. Однако исторический закон войны в переходный период вновь сработал, и ситуация еще более осложнилась тем, что международное право в мире фактически "умерло". Это началось в Косово. Потом были Ирак, Ливия, Сирия… Кончилось тем, что мир вернулся в состояние, где все решает сильнейший.
Во-вторых, когда живешь "внутри" событий, трудно понять важность момента. Сегодня можно с уверенностью сказать, что мы наблюдаем глобальную расстановку сил, смену мироустройства. И тогда возникает вопрос: как будет выглядеть новая архитектура политики и безопасности?
Россия сделала свой шаг и ясно дала понять, чего хочет. Сейчас наступила стадия реакции Запада. Уже тот факт, что американцы и европейцы однозначно заявили, что не будут воевать на Украине, свидетельствует об ослаблении их влияния в мире. Но есть еще момент санкций.
Америка и ЕС пригрозили адскими санкциями, которые разрушат российскую экономику. Первоначальная реакция Запада была слабой. Если кто-то считает остановку проекта "Северный поток – 2" "мощным" возмездием, то он ошибается (не говоря уже о том, что это взвинчивание цен на газ, от чего больше всего страдают европейцы). Заявление главы дипломатии ЕС о шоппинге, вечеринках и бриллиантах было просто нелепым.
Конечно, санкции будут и дальше ужесточаться, затрагивая банки, технологии и другие сферы. Россия говорит, что готова, и ее уверенность в себе подкрепляется поддержкой Пекина. И если она сможет выдержать это давление, то можно будет сказать, что нынешние события на Украине – это точка в истории западной гегемонии с Соединенными Штатами в авангарде (и, например, возвращение Тайваня "домой" тоже, вероятно, будет лишь вопросом времени). Во всеуслышание, конечно, будет сказано, что Запад был настроен решительно и "остановил Путина" у границ НАТО. Однако они уже больше не первые среди равных.
Вот общая стратегическая картина. Вопрос в том, что это значит для Литвы?
С одной стороны, она должна забеспокоиться, потому что Россия потребовала от НАТО возврата к 1997 году в плане военной инфраструктуры и продемонстрировала, на что она настроена, когда ее требования не выполняются. С другой стороны, надо понимать, что война с Украиной и война с НАТО – это две разные вещи, которые в Москве прекрасно понимают.
В итоге обе стороны вроде бы защищают свои сферы влияния, но не планируют перехода границ противника. Соответственно, Литва может чувствовать себя в безопасности в доме НАТО, и ее мечта о большем количестве американских войск на своей территории наконец сбудется.
В заключение хотелось бы поделиться мыслью о том, что, несмотря на всю сложность и издержки ситуации, и Россия, и Америка в итоге могут быть более-менее довольны. Первая решит проблему Украины с точки зрения безопасности. Кроме того, это укрепит популярность Владимира Путина в России и мобилизует ее общество. Между тем Америка надеется, что Украина станет новым Афганистаном или тяжелым политико-экономическим бременем для Москвы. Но даже если этого не произойдет, против России будут введены запланированные санкции – и Европа снова окажется в кармане США.
И тогда возникает вопрос: действительно ли переговоры Москва – Вашингтон провалились? Как недавно сказал Путин, "как Россия будет действовать. По плану".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.