24 (11) февраля православная церковь совершает память священномученика Власия, епископа Севастийского, и с ним двух отроков и семи жен. События, связанные с ними, относятся к началу IV века.
Власий был родом из города Севастии (центр провинции Малая Армения). Он был врачом, отличался благочестивой жизнью, никому не отказывал в помощи и по просьбу жителей города был поставлен епископом. В то время правил император Диоклетиан, он устроил жестокие гонения на христиан. В эти тяжелые времена Власий неустанно утешал христиан, укреплял их дух, наставлял в вере.
Император Лициний, сменивший Диоклетиана, продолжил гонения. Из-за них Власию и христианам Севастии пришлось уйти в горы Аргоса. Но местный правитель Агрикола приказал своим слугам собрать диких животных и натравить их на христиан. Когда слуги отправились за животными, то увидели, что многие из них стоят возле одной пещеры. Подойдя к ней, они увидели, что в пещере Власий творил молитву, а животные ждали, когда он выйдет к ним, чтобы благословить и исцелить их.
Узнав об этом, Агрикола велел привести к себе святого. Власий с радостью согласился. По дороге от пещеры он творил чудеса: исцелял больных, возвращал утраченное (у одной бедной вдовы волк утащил единственного поросенка, и Власий сказал ей, чтобы она не печалилась, а шла домой – волк вернет поросенка невредимым, так и произошло).
Агрикола принялся жестко пытать Власия, желая, чтобы он предал веру и поклонился языческим идолам. Но Власий был стоек. После пыток его бросили в темницу. Вдова, которая видя веру святого, заколола чудесно возвращенного поросенка, сварила его и вместе с овощами отнесла Власию в темницу. Святой принял ее дар и сказал: "Так каждый год совершай мою память, и тогда ничто из нужного в твоем доме не оскудеет. Если же кто еще будет так совершать мою память, то получит в изобилии дары Божии и благословение Его".
На следующий день святого привязали к дереву и стали рвать его тело железными гребнями для чесания шерсти. Видя его стойкость, семь жен последовали за ним, исповедовали себя христианками, разбили языческие идолы. Их подвергли пыткам, а потом отрубили им головы. Одна из жен перед смертью поручила Власию двух своих сыновей, которые хотели наследовать царство Божие.
Агрикола пригрозил Власию бросить его в Севастийское озеро, но святой сказал, что Христос спасет его. И, перекрестив воды, он ступил на них и стал ходить по воде. На середине озера святой сел и сказал язычникам, что пусть призовут своих богов и придут по воде к нему. Язычники сделали так и утонули. Между тем Власию явился ангел и велел сойти с озера и принять уготованный ему венец. Так Власий и поступил. И Агрикола казнил его и двух отроков, которых он наставлял. Перед смертью Власия молился о прощение людских грехов, и на него сошло облако, из которого раздался глас: "Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник".
Власий принял смерть около 316 года. Возле гроба его происходили исцеления. Мощи его оставались в Севастии до 732 года. Тогда, во времена иконоборчества, они были перенесены в город Маратею (Италия). Власий и по сей день считается покровителем этого города. Оттуда частицы мощей перенесли в различные храмы по всей Европе.
На Руси этот день называли Власьев день, Коровий праздник, Власий – скотий бог. Это было связано с тем, что святого Власия считали покровителем скота. Есть предположение, что Власия отождествляли с Велесом, древним славянским богом, который покровительствовал скоту. Согласно еще одному предположению, Велес и есть Власий, просто об этом святом славяне узнали задолго до крещения Руси и включили его в свой пантеон, переиначив имя.
Власию молились о здоровье скота, о благополучной семейной жизни и об успехах в хозяйственных делах, а также просили его об исцелении, особенно от болезней горла. В старину в этот день коров пригоняли к церкви, кропили их святой водой и угощали специально выпеченными пышками, чтобы удой весь год был хорошим. А к иконе святого Власия приносили масло, об этом сохранилась и поговорка: "У Власия и борода в масле".
В некоторых местах пекли печенье в форме копытец, их так и называли – копытца. Их давали скотине, чтобы не хромала, и ели сами. В других областях пекли и освещали ржаные караваи, часть которых отдавали скоту. Кстати, коров часто ласково называли Власьевнами.
Наши предки старались сегодня накормить скотину самым лучшим кормом – верили, что тогда животные не будут болеть, а в семье не станет ссор.
Сегодня нельзя ссориться с домашними – тогда ссоры затянутся надолго и помириться будет трудно. Еще обязательно надо сегодня прибраться в доме, тогда весь год пройдет в достатке.
Также про этот день говорили: "Скотий бог – сшиби с зимы рог". Второй рог зиме сшибал Онисим Овчар, чей день был 28 (15) февраля. После этого зима становилась безрогой, теряла силу и уже была нестрашна.