6 февраля (24 января) православная церковь совершает память Ксении Петербургской, юродивой, жившей в конце XVIII – начале XIX века.
Ксения Петербургская – одна из самых популярных и известных святых, однако известно о ней немногое. Даже дата ее рождения точно не установлена – где-то между 1719 и 1730 годом. Документальных свидетельств о Ксении не сохранилось, а первые публикации преданий о святой относятся к 1840-м годам.
О родителях Ксении известно только то, что они были дворянами, а отца звали Григорий. Когда Ксения достигла определенного возраста, она вышла замуж за придворного певчего Андрея Петрова. Позже он дослужился до чина полковника.
В преданиях даже указывается адрес, по которому жила Ксения – в начале Лахтинской улицы Санкт-Петербурга. Сейчас здесь расположен храм Святой Ксении Петербургской.
К сожалению, муж Ксении рано умер, и в 26 лет она осталась вдовой. Чувствуя в себе призвание к духовной жизни, девушка выбрала один из самых тяжелых путей – юродства. Она отказалась от всего имущества, надела одежду мужа, стала называть себя его именем, а о себе говорить, что Ксения умерла.
Со временем, когда мужнина одежда истлела, Ксения оделась в красную кофту, зеленую юбку и рваные башмаки. Такой ее изображают на иконах. Многие горожане предлагали ей помощь, но Ксения отказывалась, даже милостыню она не принимала. Она ходила по Петербургу, порой заходила в дома к знакомым, ее кормили. Ночевала она в поле – молилась до рассвета, кладя земные поклоны. Ксения обладала даром пророчества и тем самым помогала многим людям.
А еще, согласно преданию, Ксения носила по ночам кирпичи на Смоленское кладбище – для храма. Сейчас здесь на месте ее погребения стоит часовня. Юродствовала Ксения 45 лет, она умерла в начале XIX века, и была похоронена на Смоленском кладбище.
Канонизировали святую только в XX веке: сначала, в 1978 году, ее канонизировала Русская православная церковь за границей, а в 1988 году – Русская православная церковь.
К помощи блаженной Ксении обращаются в трудных жизненных обстоятельствах. Просят ее и о даровании семейного счастья, о мире между супругами, здоровье детей, о защите от клеветы. Обращаются с молитвой к Ксении и во время болезни. Считается также, что она помогает тем, кто оказался в опасности.
На Руси этот день называли Аксинья-полухлебница. Вообще большая часть праздников, приходящихся на середину зимы, именовалась полухлебниками, полузимниками, полукормами – это было связано с тем, что запасы были израсходованы наполовину, до нового урожая должно было остаться столько же хлеба, сколько уже съели, иначе придется жить впроголодь. Гадали сегодня на цену на хлеб: брали хлеб, взвешивали его вечером и утром. Если вес не изменился, то и цена не изменится. Если уменьшился, то же будет и с ценой, если увеличился, то и цена вырастет.
Называли день и Аксинья Весноуказательница, потому что верили, что какая погода в этот день, такая и весна. Если сегодня солнце греет, то и весна будет ранней и теплой. А вот метель сулит позднюю весну.
В целом этот день считали непростым. Сегодня не брались за трудную работу, не начинали новых дел – верили, что пользы не будет, только беды и горести.
Старались даже не ужинать: было поверье, что кто первый сядет за стол вечером, тот проживет меньше всех. Также считали, что сегодня нельзя вязать узлы – никакие. Это тоже моет накликать беды. По той же причине не стоило стричь волосы и ногти, мести пол – наши предки верили, что это укоротит жизнь и выметет здоровье.