Строящееся на Украине ядерное хранилище оказалось Клондайком

На этой неделе на первом пусковом комплексе украинского Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) начинаются комплексные холодные испытания
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Пока без самого отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Согласно планам они должны продлиться до 4 февраля 2022 года, пишет Валерий Михайлов в материале для РИА Новости.
Речь идет о том самом ЦХЯОТ, которое украинские власти уже дважды с помпой вводили в эксплуатацию: в конце 2020 года, а потом и в августе 2021-го, когда объявлялось о прибытии первого поезда с ОЯТ аккурат к годовщине независимости Украины, 24 августа. Однако поезд этот не доехал до сих пор, а оба торжественных открытия оказались бутафорскими, как мы и предупреждали.
Более того, на днях в открытых источниках была обнародована аудиозапись совещания в кабинете чиновника Национальной атомной энергогенерирующей компании "Энергоатом", участники которого обсуждают, как скрыть факты исчезновения части денег, выделенных на строительство ЦХОЯТ, и как достроить дважды сданный в эксплуатацию объект.
Напомним, "Энергоатом" является оператором 15 энергоблоков на четырех украинских АЭС. При этом своим сухим хранилищем, предназначенным для длительной консервации ОЯТ, обладает только Запорожская АЭС. ОЯТ с остальных девяти энергоблоков вывозилось на временное хранение и/или переработку в Россию.
Но после 2014 года, когда Киев де-факто перешел под управление Вашингтона, "Энергоатом" начал переводить все большее количество энергоблоков на производимое в Швеции топливо американской компании Westinghouse. Данное топливо для ВВЭР-1000 уже эксплуатируется на шести из 15 атомных реакторов Украины. Более того, пять блоков (три на Запорожской и два на Южно-Украинской АЭС) полностью загружены им. В этом году оно будет загружено еще и в реактор третьего блока Ровенской АЭС. А в 2023-м Westinghouse будет поставлять топливо для ВВЭР-440 на второй блок этой же АЭС.
В целях экономии газа зима на Украине может закончиться досрочно
Разумеется, все большее использование американского топлива приводит к появлению все большего количества ОЯТ из него, в том числе на АЭС, не имеющих сухих хранилищ. При этом американцы свое ОЯТ нигде и никогда не забирают даже на временное хранение. Россия ОЯТ Westinghouse тоже не принимала и не принимает ни на временное хранение, ни на переработку.
Поскольку отказаться от более дорогого американского топлива Украина не может в силу своей государственной несостоятельности, проблема ОЯТ из него объективно требовала какого-то решения. Впрочем, строить ЦХОЯТ — для чего был выбран американский подрядчик Holteс — стали под лозунгами "прочь от Москвы" и "сэкономим деньги на хранении ОЯТ, которые платим москалям".
Экономия получилась в итоге сомнительная. На строительство первого пускового комплекса ЦХОЯТ уже потрачено 150-160 миллионов долларов, и даже оно еще не закончено. Стоимость строительства хранилища целиком в самом начале оценивалась в 1,5 миллиарда долларов, но нет сомнений, что обойдется в два-три раза дороже. К этому следует прибавить еще и стоимость его эксплуатации. России за услуги хранения и/или переработки Украина ранее платила 130-150 миллионов долларов. И хотя новые партии ОЯТ уже больше года в Россию не вывозятся, за хранение и/или переработку ранее вывезенных все равно нужно платить. Специалисты считают, что ЦХОЯТ может окупиться в течение лет 60. Что для Украины является запредельно далеким будущим.

Но, на самом деле, цели сэкономить и не было. Основных целей было две: ублажить американских "партнеров" и поворовать на строительстве.

Полностью ублажить американцев пока не удается — хотя главный подряд на строительство отдали им, пока дважды введенное в эксплуатацию ЦХОЯТ использовать нельзя. В "Энергоатоме" ожидают, что строительство и все необходимые испытания закончатся в апреле и первая партия ОЯТ с Южно-Украинской АЭС заедет в ЦХОЯТ перед майскими праздниками. Хотя и это далеко не факт, ведь ранее "Энергоатом" прогнозировал завоз ОЯТ в конце весны, а потом в августе 2021 года.
Не факт в том числе и потому, что со второй целью, воровством, все получается значительно лучше. Вот слова одного из участников совещания в "Энергоатоме", посвященного ситуации с достройкой ЦХОЯТ: "Вы же понимаете, что деньги ушли, проданы, украдены (в оригинале нецензурная лексика. — Прим. ред.) и так далее. Надо находить другие источники финансирования, причем их нужно как-то узаконить. Как? Мы еще не совсем понимаем".
Плохая Россия, ты даешь мало газа: политики в Литве и ЕС утомили сами себя
Уже после заявлений о "почти стопроцентной готовности объекта", публично сделанных в "Энергоатоме" в декабре 2020 года, к строительству был привлечен новый частный подрядчик, которому в течение года было перечислено более одного миллиарда гривен (около 40 миллионов долларов). Причем воровали даже на таких "ненужных" для ядерного хранилища вещах, как система радиационного контроля: "Вам за систему радиационного контроля дополнительно заплатили 22 миллиона. Правильно ли я понимаю? Мне нужно было вас выручать и себя выручать, и потому мы там пошли на реальные нарушения. Мы заплатили деньги вам нецелевые. До первой проверки".
Тут уместно будет вспомнить и претензии Holteс по поводу большого количества нарушений и недоделок как на самом ЦХОЯТ, так и во всей системе работы с ОЯТ на Украине. То есть каким будет качество объекта, когда первый пусковой комплекс ЦХОЯТ все же будет достроен, и насколько четко будет функционировать весь комплекс работ с ОЯТ, остается только догадываться.
Все это должно настораживать, причем не только украинцев, но и сопредельные государства. ЦХОЯТ находится всего в 13 километрах от Белоруссии и примерно в 150 километрах от России. В случае введения в эксплуатацию в апреле не доведенного до ума ЦХОЯТ основные риски лягут на эти страны. Если же его введение в эксплуатацию опять будет перенесено, то тут впору задуматься не только Москве и Минску, но и Варшаве. АЭС с забитыми под самую завязку временными "мокрыми" хранилищами ОЯТ (отработавшее топливо не вывозится из них с января 2021 года) расположены в трех областях: Николаевской, Хмельницкой и Ровенской. От двух последних не так уж далеко до Польши.