ВИЛЬНЮС, 17 янв – Sputnik. Литовские перевозчики просят власти внести поправки в Трудовой кодекс, чтобы разрешить выплачивать зарплату и другие выплаты водителям наличными. Об этом сообщает Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava).
В январе вступило в силу требование, согласно которому зарплата и пособия выплачиваются водителям только банковским переводом. Перевозчики просят отложить это решение по крайней мере на один год.
Представители транспортной сферы напомнили о ситуации в Казахстане, когда застрявшие в этой стране водители не могли удовлетворить свои базовые потребности и даже купить продукты. Перевозчики просят принять меры, чтобы не допустить повторения подобной ситуации в будущем.
По словам генерального секретаря Linava Зенонаса Буйвидаса, события прошлой недели показали очень неприятную правду, когда решения, принятые в Литве, заставляли водителей грузовиков ездить в дальние страны без наличных, надеясь обналичить их там в банкоматах.
"Никто не ожидал беспорядков в Казахстане, особенно нарушения работы банковской и платежно-кассовой систем, работы банкоматов, и того, что люди останутся без наличных и без возможности оплатить даже самые элементарные потребности, не говоря уже об угрозе здоровью и жизни. Подобные ситуации могут повториться и в других местах, так как в странах Центральной и Средней Азии и Восточной Европы по-прежнему преобладают наличные расчеты — на заправках, рынках, оплата проживания и питания", – сказал он.
По его словам, если бы в Литве не ограничивали выплату зарплаты и суточных наличными, водители в Казахстане испытывали бы меньше затруднений – у них были бы деньги, чтобы купить хотя бы товары первой необходимости.
Перевозчики просят правительство и Сейм исправить ошибку и снять запрет на расчеты наличными в Литве по требованию работников. Представители ассоциации отмечают, что банковская инфраструктура в Литве еще не до конца развита – в регионах, малых городах и селах у жителей нет банкоматов, в которых можно снять переведенную зарплату, для этого им приходится проезжать несколько десятков километров, а у некоторых жителей нет даже банковских карт, куда работодатели могли бы переводить деньги.
Ассоциация также указывает, что Казахстан — не единственная страна, в которую едут дальнобойщики и где может быть поставлена под угрозу деятельность банков и банкоматов. Например, большое количество водителей едет через Белоруссию и Украину, через Казахстан – в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан. Как утверждает Linava, текущая геополитическая ситуация в этих странах в любой момент может привести к беспорядкам, что, несомненно, ограничит деятельность банков и банкоматов.
Массовые протесты в Казахстане начались в первые дни 2022 года – жители городов Жанаозен и Актау на западе страны выступили против двукратного роста цен на сжиженный газ. Позже протесты распространились на другие города, в том числе на Алма-Ату, старую столицу и крупнейший город республики: там началось мародерство, боевики нападали на госучреждения, забирали оружие. В ответ власти ввели чрезвычайное положение по всей стране до 19 января и начали контртеррористическую операцию.
Седьмого января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что террористы, в том числе прибывшие из-за рубежа, продолжают сопротивление, и пообещал уничтожить тех, кто не сложит оружие. Кроме того, он отметил, что все требования граждан, выражавшиеся в мирных формах, были услышаны.