15 (2) января православная церковь совершает память святого Серафима, Саровского чудотворца (19 (30) июля 1754 (или 1759) – 2 (14) января 1833).
Серафим Саровский – один из самых известных и почитаемых русских святых, великий подвижник.
Серафим (в миру его звали Прохор Исидорович Мошнин) происходил из богатой купеческой семьи. Родился он в Курске. Отец – Исидор Мошнин – рано умер. О детстве Серафима известно немного. В житиях приводятся два события: когда будущему святому было семь лет, он рухнул с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора – и остался совершенно невредим. Когда мальчику было десять лет, он тяжело заболел. Во сне ему явилась Богоматерь и пообещала исцелить его. Вскоре после этого мимо дома проходил крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, мать взяла на руки сына, вынесла его, он приложился к иконе – и вскоре выздоровел.
В возрасте около 20 лет Серафим отправился в Киево-Печерскую лавру. Там старица Досифея благословила его на монашеский подвиг и сказала, где именно ему принять постриг. Это была Саровская пустынь в Тамбовской губернии. Здесь в 1778 году серафим стал послушником, но уже через два года тяжело заболел и проболел почти три года, оставаясь все это время прикованным к постели. Однако, по словам жития, в болезни дух его только окреп.
Постриг Серафим принял только в 1786 году, а в 1793-м был рукоположен в иеромонахи. Уже тогда Серафим был склонен к уединению и вскоре ушел в лес, где обустроил себе келью. Здесь он проводил время в молитве, посте и трудах – для пропитания Серафим разбил огород рядом с кельей и завел пчел.
Сохранилось упоминание о том, что тысячу дней и ночей Серафим провел на камне в подвиге столпничества. Также люди, приходившие к нему за советом и духовной помощью, не раз видели медведя, которого святой кормил с рук.
Жизнь в уединении была тяжела – однажды на Серафима напали разбойники, решившие, что найдут в келье дары от богатых посетителей. Поживиться им не удалось, но они искалечили святого, потому что тот не сопротивлялся им, и Серафим чудом не умер, но на всю жизнь остался сгорбленным. Разбойников вскоре нашли, но Серафим простил их и по его просьбе они остались без наказания.
В 1807 году святой принял подвиг молчания. В 1810-м он вернулся в обитель и ушел в затвор до 1825 года. После он стал принимать посетителей, коих у него было много. Среди посещавших его был и император Александр I.
Серафим Саровский был один из основателей и покровителем Дивеевской женской обители (Нижегородская область). Он принимал деятельное участие в его обустройстве.
Серафим Саровский преставился 2 января 1833 года. Он скончался в своей келье в Саровской обители, во время молитвы.
Почитать Серафима в народе начали задолго до его официальной канонизации. В 1861 году над его могилой установили часовню. Впервые официальное предложение канонизировать Серафима появилось в 1883 году, в год коронации Александра III. Однако тогда идея встретила сопротивление.
В итоге о канонизации речь зашла еще раз при Николае II. Есть мнение, что значительную роль в этом сыграла императрица Александра Федоровна, потому что якобы именно по молитве святому в семье после четырех дочерей родился сын – наследник.
11 января 1903 года комиссия освидетельствовала останки Серафима Мошнина. Мощи были обнаружен истлевшими, из-за этого митрополиту Петербургскому пришлось выступить с речью, в которой он подчеркнул, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.
В июле 1903 года в Саровской пустыни прошли торжествах в честь прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского. В них приняли участие больше 100 тысяч человек. Присутствовала там и Николай II с супругой.
В 1922 году мощи изъяли и привезли в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре, однако потом их перевезли в Ленинград, в Музей истории религии. Здесь их обнаружили только в 1990 году – в запасниках, без всякой описи. Вскоре специальная комиссия установила, что это мощи преподобного Серафима Саровского. В августе 1991 года их перенесли с Троицкий собор Дивеевского монастыря.
На Руси этот день называли Сильвестровым – в честь римского епископа IV века, одного из первых святых проповедников. Этот праздник имел древнее происхождение – появился он задолго до канонизации святого Серафима.
Еще одно название – день Кура и Курки, Куриный праздник. В этот день обязательно чистили курятники, чинили насесты и кормушки, окуривали помещение целебными травами – все для того, чтобы нечистая не добралась до птиц, они были здоровы и исправно неслись. А еще сегодня нельзя было выкидывать крошки, их обязательно нужно было отдать курам для защиты от болезней. Еще одна примета, связанная с домашней птицей, запрещала поднимать куриные перья – иначе можно лишиться счастья.
Кроме того, было принято заговаривать лихорадку – это было общее название для многих болезней, сопровождавшихся жаром. Притолоки входных дверей омывали ключевой водой, чтобы не пустить в дом болезни. Говорили: " Святой Сильверст гонит лихоманок-сестер за семьдесят семь верст".
А еще на Сильвестра гадали с помощью 12 луковиц: их чистили (главное было не заплакать), клали на печь, на каждую луковицу высыпали щепотку соли и оставляли до утра. Какая к утру стала мокрой, тот месяц и будет дождливым.
Молодежь продолжала святочные гуляния – считалось, что чем веселее гуляют, тем сильнее пугают нечистую силу.
Если звезды сегодня яркие – грядет мороз, если тусклые – оттепель.