Министр экономики Аушрине Армонайте обсуждает с министром Совета по национальному развитию Тайваня Минг-Хсин Кунгом развитие экономических отношений и открытие торгового представительства Литвы в Тайбэе. А представитель крупнейшей экономики Евросоюза – Германии – лично отправилась в Вильнюс, чтобы разобраться в наличии логики в действиях литовской правящей элиты.
Самомнение литовской правящей элиты достигло апогея. Вместо того чтобы сделать трезвые выводы из сложившейся ситуации, премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните позволяет министру экономики Аушрине Армонайте публично сделать харакири всей экономике государства и благословляет на официальные переговоры с министром Тайваня об открытии торгового представительства Литвы в Тайбэе. То есть откровенно в очередной раз плюнуть в лицо китайскому дракону.
"Этот небольшой кризис, в который мы попали из-за того, что Китай решил нас убрать из таможенных систем. Для нас это возможность стать самой конкурентоспособной страной, точно в [азиатском] регионе, но, я надеюсь, и в Евросоюзе", – гордо заявила в эфире национального радио перед переговорами министр Армонайте.
Ну что тут сказать? Безумству храбрых поем мы песни или идиотизм не лечится? "Небольшой кризис" в противостоянии мелкой Литвы с ведущей экономикой мира? Перед глазами картинка, на которой лилипут грозит кулаком Гулливеру.
Несколько дней назад из ведомства Армонайте радостно сообщили, что Тайвань в благодарность Литве за честь иметь свое представительство в Вильнюсе готов инвестировать в литовскую экономику "гигантскую сумму" в 200 миллионов долларов. А накануне в интервью одному из ведущих порталов представители производства лазеров в предынфарктном состоянии рассказали, чем грозят их отрасли китайские санкции. Они с оптимизмом планировали поступательный рост в течение ближайших лет и готовились инвестировать в расширение производства более 50 миллионов евро, а теперь подумывают о том, чтобы вообще перенести производство в другое, более предсказуемое государство.
"Ситуация не меняется, и мы обдумываем возможность разместить производство уже не в Литве, а в другой стране ЕС из-за политических рисков. Теперешняя ситуация в Литве показала, что некоторые политики могут непрогнозируемым способом, безвозвратно и мгновенно изменить весь бизнес-климат в стране, заранее совершенно не согласовав это с бизнес-сообществом, даже не предупредив", – заявил литовским СМИ один из учредителей группы предприятий высоких технологий Brolis group Кристионас Визбарас.
И это пример только одной компании. А если собрать грядущие убытки от китайских санкции всех литовских компаний, то счет пойдет не на сотни миллионов, а на миллиарды евро.
Чтобы понять нелогичное поведение литовской власти, в Вильнюс отправилась представитель нового германского правительства – госсекретарь Германии по вопросам экономики и охраны климата Франциска Катарина Брантнер. Она хочет услышать из уст министров иностранных дел и экономики Литвы, а также советников президента Гитанаса Науседы объяснение такого поведения в отношении Китая. Ведь по неофициальным каналам Пекин уже предупредил германских бизнесменов, работающих в Литве, что разорвет с ними всякие отношения. Подобные предупреждения получили и крупнейшие компании по всему миру. А ругаться с Китаем из-за Литвы, которую и на карте не каждый сможет найти, вряд ли кто захочет. Только безумец готов терять китайские миллиарды из-за тайваньских миллионов.
Германия – ведущая экономика Евросоюза, Китай – вторая, а по некоторым подсчетами, и первая экономика мира. И сегодня Берлин может выступить в качестве рефери в неравном бою легковеса Вильнюса с тяжеловесом Пекином. Стоит отметить, что на переговоры в Литву прибыла представитель партии "Зеленых", которая в новом правительстве Германии занимает очень жесткую позицию по отношению к России и Китаю. Лидер партии – министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок уже успела отметиться несколькими скандальными и противоречивыми заявлениями. Поэтому и для нового германского правительства во главе с социал-демократом Олафом Шольцем литовско-китайский конфликт станет своеобразным испытанием на зрелость – или на дешевый популизм.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.