ВИЛЬНЮС, 27 дек – Sputnik. Потеря грузов Белоруссии и Китая может привести к снижению грузооборота Клайпедского порта на 40 процентов, заявил руководитель компании "Клайпедский контейнерный терминал" Вайдотас Шилейка. Об этом сообщает ТАСС.
"После остановки транзита через Клайпеду белорусских нефтепродуктов и азотных удобрений перевалка в порту снизилась на 4,2 процента, однако в 2022 году, согласно пессимистическому сценарию, грузооборот с учетом проблем с транзитом из Китая может снизиться на 30-40 процентов", – сказал он.
Он отметил, что из-за ухудшения отношений с Пекином не удалось реализовать новый проект по направлению через Клайпеду потока контейнерных грузов из Китая в Калининградскую область. Кроме того, некоторые клиенты направляют свои контейнеры через порты Латвии или Польши, опасаясь возможных санкций Китая.
Отношения Литвы и Китая обострились после того, как в Вильнюсе было открыто официальное представительство Тайваня. МИД КНР выразил Литве протест и заявил, что Вильнюс нарушил главный принцип ведения дел с Пекином – принцип одного Китая. Позже китайские власти понизили уровень дипломатических отношений с балтийской республикой до уровня поверенного в делах.
Литовские бизнесмены неоднократно сообщали о трудностях с экспортом товаров в КНР. В Пекине подчеркивали, что КНР соблюдает правила ВТО, в то время как Литва нарушает свои обязательства. В китайском МИД заявляли, что если у литовских компаний возникают проблемы технического характера при поставках продукции в Китай, им нужно действовать через регулярные каналы для взаимодействия с компетентными госорганами Китая.
Что касается белорусского транзита, то скандал разразился в середине декабря из-за продолжающегося на фоне санкций США транзита удобрений от компании "Беларуськалий". ЛЖД заявила, что белорусский производитель уже внес авансовый платеж и расторжение контракта грозит литовской стороне серьезными убытками.
В ближайшее время власти должны определиться с этим вопросом. Многие эксперты указывали на то, что Литву ждут огромные убытки из-за потери белорусского транзита, однако литовское руководство заявляет, что это противоречит национальным интересам страны. При этом не все политики согласны с мнением правящей партии.