23 (10) декабря православная церковь совершает память святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1705-1754).
Иоаким (так звали будущего святителя в миру) родился в Киевской губернии, в селе Прилуки, 8 сентября 1705 года в семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Горленко (знатный малороссийский род). Мария Даниловна, мать Иоакима, была дочерью гетмана Данило Апостола. В роду Иоакима было немало церковнослужителей.
В 1713 году Иоаким поступил в Киево-Могилянскую академию. Помогал ему и являлся его духовником родной дядя Пахомий, насельник Киево-Печерской лавры. В раннем возрасте Иоаким уже намеревался принять постриг, но не решался рассказать родителям. Сделал он это только в 1723 году. Однако родители отказали. И Иоаким тайно ушел в Киево-Межигорский монастырь, где 27 октября 1725 года постригся под именем Иларион.
В 1727 году он перешел в Киево-Братский Богоявленский монастырь. Здесь настоятель постриг его 21 ноября в мантию (малую схиму) с именем Иоасаф. А вскоре он стал иеродиаконом.
Когда Иоасаф завершил обучение, то был поставлен преподавателем. Позже к его обязанностям добавилась должность экклесиарха Киево-Братского монастыря (экклесиарх – церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения). В 1734 году Иоасаф был рукоположен в иеромонаха и перешел в Софийский собор. В 1737-м стал игуменом Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.
Осенью 1744 года Иоасафа возвели в сан архимандрита по указу самой императрицы Елизаветы. И уже в январе 1745-го назначили наместником Троице-Сергиевой лавры. А в 1748-м, опять же по указу императрицы, Иоасаф стал епископом Белгородским и Обоянским. В этой должности он провел шесть лет. Болезненность и слабое здоровье не помешали Иоасафу регулярно объезжать свою епархию и принимать деятельное участие в жизни паствы, среди которой он пользовался особым уважением. В одну из таких поездок Иоасаф заболел, провел более двух месяцев в тяжелом состоянии в слободе Грайворон и здесь же преставился 10 декабря 1754 года.
Тело святителя в течение двух месяцев было выставлено в Свято-Троицком соборе, и тление не коснулось его. Похоронили Иоасафа 28 февраля 1755 года.
Иоасаф написал свою краткую автобиографию, также сохранились несколько писем и посланий, поучение и стихотворный диалог "Брань семи добродетелей с семью грехами смертными". В 2012 году Белгородская епархия официально признала святителя родоначальником художественной литературы Белгородского края.
Иоасафа почитали в народе как чудотворца, вокруг его имени складывались легенды. Спустя два года после погребения церковнослужители открыли его могилу и обнаружили нетленными не только тело святителя, но также его облачение и сам гроб. Чудеса и исцеления, получаемые от мощей в Троицком соборе в Белгороде, вызвали череду прошений о канонизации Иоасафа. И она состоялась 4 (17) сентября 1911 года.
С приходом советской власти началась борьба с религией. Мощи святителя изъяли и отправили в Москву, в 1930-х годах их перевезли в Музей истории религии и атеизма, устроенный в Казанском соборе.
И только в 1991 году их обнаружили в запасниках и идентифицировали по документам, после чего они были возвращены в Белгород в Преображенский собор. Здесь они пребывают 11 месяцев в году, с 16 сентября (день второго обретения мощей) по 19 августа (Преображение Господня). С 19 августа по 16 сентября находятся в Иоасафовском соборе Белгорода. Перенесение мощей совершается с крестным ходом.
На Руси с днем памяти святителя Иоасафа не было связано каких-то особых примет и традиций. Крестьяне продолжали готовиться к Рождеству, соблюдали пост, незамужние девушки занимались рукодельем. Считалось, что та, кто проведет день за рукоделием, будет удачлива в наступающем году. Главное – делать это в тишине.
Если сегодня пекли пироги, то не делали их с картофелем или капустой – нарушение этого запрета сулило голодную зиму. Поэтому в качестве начинки выбирали ягоды или грибы. Причем печь такие пироги обязательно должна была замужняя женщина.
Наблюдали и за погодой: ясная и теплая сулила скорые морозы, ветреная предвещала сухое лето, а метель и снегопад предсказывали плохой урожай.