ВИЛЬНЮС, 21 дек – Sputnik. В случае остановки транзита удобрений через территорию Литвы Минск будет вынужден принять ответные меры. Об этом заявила представитель Белорусской калийной компании (БКК) Ирина Савченко.
"Обеим странам будет сложно, и больше всего пострадают жители обеих стран", – цитирует ее ТАСС.
Представитель компании отметила, что в случае невыполнения международных обязательств Литва может столкнуться с многомиллиардными исками.
"В случае нарушения Литвой международных соглашений мы воспользуемся всеми средствами правовой защиты и подадим иски в суды. Кроме того, мы полагаем, что в суд обратится и большинство наших клиентов – покупателей удобрений, которые останутся без товаров и понесут значительный ущерб из-за действий Литвы. В результате они могут быть вынуждены покупать удобрения по гораздо более высоким ценам. Суммы судебных исков по этому делу могут достигать миллиардов евро", – сказала Савченко.
Ранее в Литве разразился скандал из-за продолжающегося на фоне санкций США транзита удобрений от компании "Беларуськалий". ЛЖД заявила, что белорусский производитель уже внес авансовый платеж и расторжение контракта грозит литовской стороне серьезными убытками. После этого глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис и министр транспорта Марюс Скуодис подали заявления об отставке, однако их отклонила премьер-министр Ингрида Шимоните. В итоге было объявлено об отставке гендиректора ЛЖД.
Многие эксперты указывали на то, что Литву ждут огромные убытки из-за потери белорусского транзита.
Контракт между ЛЖД и "Беларуськалием" предусматривает, что контракт может быть расторгнут с уведомлением за 12 месяцев. В случае досрочного расторжения договора другая сторона может потребовать компенсацию понесенных расходов и потери дохода. В ЛЖД заявляли, что потенциально это может угрожать банкротством литовскому предприятию.
Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США ранее заявило, что санкции, объявленные OFAC, не имеют прямого отношения к ЛЖД, поскольку нет связи с США. В ЛЖД заявили, что это говорит о том, что у литовской компании нет правового основания для приостановления выполнения своих договорных обязательств.