На 4 декабря (21 ноября по старому стилю) в церковном календаре приходится большой праздник, один из двунадесятых, – Введение во храм Пресвятой Богородицы.
История этого праздника восходит к одному из эпизодов из жизни Девы Марии. Святая Анна, мать Марии, еще до рождения долгожданного ребенка дала обет: "Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь".
Когда Марии исполнилось три года, родители привели ее в Иерусалимский храм. И произошло чудо: маленькая девочка без страха и сомнения преодолела 15 ступеней, ведущих в храм. Она не обернулась на родителей и не звала их. Возле дверей храма ее встретил первосвященник Захария, который был изумлен поступком и смелостью Марии.
Захария не только ввел Мария в храм, но по наущению свыше провел ее в Святая святых храма (место, где хранились Скрижали Завета), куда имел право заходить раз в год только сам первосвященник для совершения обряда. Это было необыкновенное событие.
В храме Мария оставалась до 12 лет – она воспитывалась в обществе других девочек, изучала священные тексты, занималась рукоделием, проводила время в молитвах. Согласно тексту богослова Григория Никомидийского, Марию в храме посещали ангелы – они беседовали с ней и подавали ей пищу
Когда Марии исполнилось 12 лет, Захария устроил смотр женихов. И на нем в мужья Богородице был выбран вдовец Иосиф. О том, что именно ему суждено стать мужем Богоматери, возвестил чудесно расцветший посох.
Праздник Введения был установлен значительно позже других двунадесятых праздников – первый документальные свидетельства о нем относятся к VIII веку, а широкое распространение он получил только с IX века.
На Руси этот день называли Введеньем, Воротами зимы. В народе считали, что именно с этого дня зима устанавливается окончательно, говорили: "Введенье пришло – зиму на Русь завело". В связи с этим проводили день в зимних забавах и обязательно устраивали катания на санях. Существовал особый обычай, который предшествовал первому катанью, назывался он "казать молодую". Люди собирались к дому, где были молодожены, чтобы посмотреть выезд молодых.
Перед этим устраивали небольшое застолье, заканчивали его уже после приезда молодых обратно. Несмотря на то, что шел Рождественский пост, в день праздника на столе разрешались блюда из рыбы и немного вина. Молодые выходили из дома, ступая на шубу, лежащую мехом вверх. Все это должно было обеспечить молодым счастье и благополучие.
В некоторых областях в этот день готовили вареники с ягодами, а в один клали монетку. Считалось, что кто ее найдет, тот счастлив будет.
Введение почиталось как женский праздник. Многие традиции были связаны с женскими делами и заботами. Девушки гадали на суженых. Перед сном они говорили: "Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить", чтобы увидеть во сне дом будущего мужа.
В некоторых местах девушки на Введенье готовили особую воду, считалось, что ей можно приворожить парней. Воду набирали в кувшин в таком месте, где три ручья сливались в одно русло. Потом поджигали два полена и держали их над глиняной миской, а между поленьями – между огней – лили воду из кувшина в миску.
Заботились женщины и о домашней скотине: на Введение осыпали коров семенами конопли и смазывали им вымя маслом, кормили густым киселем из муки, чтобы было много молока.
Верили крестьяне, что после Введенья и до Благовещения нельзя копать землю, потому что она отдыхает и набирается сил.
По погоде на Введение судили о погоде на все будущие праздники: "Во Введение мороз – все праздники морозны, тепло – все праздники теплы". А если установилась глубокая настоящая зима, то верили, что будет богатый урожай в следующем году.