1 декабря (18 ноября по старому стилю) православная церковь совершает память мученика Платона Анкирского.
Платон родился в городе Анкире (Галатия, Малая Азия) в христианской семье и получил соответствующее воспитание. С детства Платон вел благочестивую жизнь и отличался добродетелями. Юношей он проповедовал Слово Божие язычникам, за что был арестован и доставлен на суд местному начальнику по имени Агриппин в храм Зевса.
Агриппин завел с Платоном спор о христианском учении и увещевал его подчинится власти и принять языческих богов. Платон же настаивал, что единственный царь – Бог. Он также высказал готовность страдать за Христа и принять охотно любую смерть, ибо она открывает путь в царствие небесное.
Агриппин был разгневан стойкостью юноши и его отказом принести жертву языческим идолам и приказал пытать его. 12 воинов нещадно били святого так долго, что сами устали. Но Платон продолжал терпеть и славить Господа. После этого святого отвели в темницу. За Платоном следовала толпа людей, среди которых было немало христиан, и святой обратился к ним со словами: "…знайте, что я предпринял сей подвиг страдания не по иной какой причине, как ради Бога, создавшего небо и землю и все, что в них. Как рабов Христовых, я умоляю вас не смущаться тем, что происходит теперь, ибо "много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь".
В тюрьме Платон горячо молился Богу. Через семь дней его снова привели к Агриппину, и тот снова пытался склонить его к язычеству, запугивая пытками, а потом посулив ему в жены единственную дочь своего брата. Но Платон с насмешкой ответил, что лучше возьмет в супруги рабыню.
Разъяренный Агриппин велел уложить святого на медном одре, под которым развели огонь. Палачи опаляли тело мученика и били прутьями. Пытка продолжалась три часа, но, когда Платона подняли, оказалось, что тело его здорово и невредимо и от него исходит сильное благоухание. Бывшие при этом люди изумились: "Воистину велик христианский бог!"
Агриппин уже не просил Платона поклонится языческим богам, но обещал отпустить его, если только он отвернется от Христа. Платон же был по-прежнему крепок в своей вере. Тогда Агриппин сам стал мучить святого: раскаленными железными кругами он прижигал его тело. Когда собравшиеся думали, что Платон уже умер, он вдруг громко обратился к Богу с молитвой, а когда произнес слово "аминь", задрожал храм Зевса и присутствующие испугались.
После этого Агриппин велел изрезать кожу святого на ремни и сдирать ее постепенно. Но Платон сам сорвал кусок кожи и швырнул в лицо Агриппину, обличая его жестокость и ничтожество. Затем святого повесили на дерево и снова били, пока плоть не начала отставать от костей и вся кровь не истекла из него. Лицо Платона истерзали железными рогатинами так, что обнажились кости. Но Платон продолжал проклинать язычников и их богов.
Пораженный Агриппин велел отнести Платона в темницу и приказал давать ему понемногу воды и хлеба. Однако Платон отказался принимать пищу от язычников и 18 дней обходился без еды и питья. Своим стражам, которые уговаривали его поесть, он говорил, что питается Словом Божьим.
Агриппин, поняв, что ничем не может сломить святого, приказал казнить его через усекновение главы. Это произошло около 306 года.
После его смерти многие обращались к святому с молитвой за помощью и получали ее. Например, в 787 сын одного инока из Галатии взят был в плен варварами. Старец молил Платона, происходящего из тех же земель, о помощи. И тогда к сыну его явился всадник с двумя конями: на одном он сидел сам, на другого велел садится юноше. Юноша узнал в пришедшем Платона, потому что видел его на иконах. Святой доставил его к отцу и исчез.
На Руси про этот день говорили: "Платон и Роман кажут зиму нам" (Роман – мученик, умерший в 303 году и поминаемый в этот же день). Если утром тепло, в начале зимы будут оттепели, если холод и вьюга в полдень, такой будет и середина зимы, а если под вечер разыграется метель, то зима долго не уступит места весне.
Первый день зимы считался удачным временем для резьбы по дереву – из него делали различную утварь, игрушки и обереги. Верили, что чтобы в семье были мир, покой и достаток, сегодня нужно есть только из деревянной посуды. Также этот день считали подходящим для сбора шишек хвойных деревьев, которые использовали зимой в качестве лекарства.
Кроме того, в этот день проводили особый обряд, чтобы всегда деньги водились. Зажав в руке монетку крупного достоинства, говорили следующее: "Платон и Роман, насыпьте мне денег полный карман". А потом все время носили монетку с собой и не тратили. Это связано с тем, что святых Платона и Романа почитали как помощников в денежных делах – именно к ним обращались с молитвами о материальном благополучии.