27 (14) ноября православная церковь почитает апостола Филиппа, одного из 12 учеников Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Иоанна, Филипп происходил из Вифсаиды (из того же города были апостолы Андрей и Петр).
После Вознесения Филипп проповедовал в Галилее, Греции и других странах. Господь наделил его даром чудотворения: однажды во время проповеди он воскресил младенца. В другой раз он воскресил мертвого в городе Иераполе Сирийском, где во время проповеди толпа озлобилась и хотела побить его камнями. Мимо апостола шла похоронная процессия, и толпа потребовала, чтобы он воскресил покойника.
Однако дар чудотворения не стал спасением: в 90 году в Иераполе Фригийском (рядом с Памуккале, Турция) он был казнен за проповедь – его распяли головой вниз. Филиппу было 87 лет.
На месте казни апостола Филиппа построили гробницу восьмиугольной формы, где покоятся святые мощи апостола. Однако около 560 года их перенесли в Рим, где по сей день они находятся в храме Двенадцати Апостолов.
Сама же гробница апостола была обнаружена в 2011 году во время раскопок в Иераполисе.
Поскольку память апостола православная церковь совершает 14 (27) ноября, то начинающийся на следующий день – 28-го – Рожественский пост часто именуют Филипповым.
На Руси этот день называли Филипповым и молились апостолу об избавлении от разных недугов, особенно от глазных болезней, просили у него помощи в печалях и скорбях.
Еще одно название дня – Куделица. Оно связано с тем, что к 27 ноября завершалась кудельница — время, когда все женщины от мало до велика готовили кудель – очищенное волокно льна или конопли для прядения. Говорили: "Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом". А после Флипповок женщины почти каждый вечер собирались у кого-то в избе и пряли.
В деревнях доигрывали свадьбы – ведь в пост этого делать было уже нельзя. Об этом сохранились поговорки: "Кто не повенчался до Филипповок – молись Богу да жди нового мясоеда", "Пост – свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет".
В народе говорили, что с Филиппа начинается "волчий месяц", "волчьи свадьбы". Наши предки верили, что с этого дня волки перестают боятся людей, сбиваются в стаи и приходят близко к жилью.
В Филиппов день не работали, устраивали широкие застолья – это было заговенье перед Рождественским постом, последний день, когда можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения). А сам пост называли холодным и даже карачуновским – от древнего слова "карачун", которое означало тьму, смерть и самую длинную ночь в году. В некоторых местах устраивали общий пир для всей деревни.
С застольем и едой в этот день у разных народов были связаны особые традиции. Например, белорусу верили, что на заговенье первыми должны есть женщины, чтобы приплод у скота был женского пола. В Македонии устраивали раздавање: хозяйки раздавали в соседние дома сыр, хлеб и вина "за Бог да прости". На Руси молодые люди в этот день обменивались съедобными подарками. Да и вообще принято было, чтобы никто не оставался обойденным в этот день – ведь именно сытость сегодня считали залогом здоровья, достатка и спокойствия на весь год. А остатки скоромной пищи (обычно кусок говядины) некоторые девушки даже клали под подушку – считалось, что это поможет увидеть во сне суженого.
Русские крестьяне обязательно сегодня угощали домового – кусок мяса и немного молока ему выносили либо на двор, либо на чердак. Это должно было обеспечить здоровье скоту на всю зиму.
По погоде сегодня судили об урожае: если утром иней – будет хороший урожай овса, а день теплый день и без инея, то следующий год будет неурожайным.