"Недискриминационный доступ всех желающих на газовый рынок, режимы спотовой торговли, десятикратные перепродажи единиц физического объема газа… Расчет был на то, что газ удастся оторвать от ценовой привязки к нефтяной корзине – оторвали… Вместо того чтобы продолжать работать по долгосрочным газовым контрактам, как в Европе было принято, от этого было решено отказаться в пользу спотовой торговли, торговли фьючерсами. То, что мы видим, эти бешеные цены, – это торговля опасениями, страхами… Это не рукотворный, это головотяпный [кризис]", – сказал он.
"Если отказываться понимать, что газ необходим даже в том случае, если вы мечтаете о водородной энергетике за счет солнечных панелей, привязанных к лопастям ветрогенераторов… Газ должен быть переходным энергетическим ресурсом. Если вы отказываетесь это понимать, вы можете увидеть любые чудеса. И газ не понадобится, и уголь не понадобится, и вообще ничего не понадобится – только эти 400 миллионов человек должны в более теплые места уйти. А если говорить серьезно, такого отката не будет", – сказал он.
"Хочется верить, что пройдет девять месяцев и начнет работать "Северный поток – 2", тогда можно будет увеличить поставки и вывести на ту цену, которую в кулуарах "Газпрома" называют оптимальной – порядка 350 долларов за тысячу кубометров. Тогда это предсказуемо для "Газпрома", тогда это предсказуемо для европейских потребителей, тогда нормально работает экономика", – заключил он.