28 сентября (15 по старому стилю) православная церковь совершает память великомученика Никиты Готского.
Так получилось, что в этот же день Церковь признала апокрифом житие Никиты Бесогона, а житие Никиты Готского утвердила как каноническое. Из-за этого образы двух святых нередко накладываются друг на друга.
Никита был родом с берегов Дуная и принадлежал к племени готов. Он был крещен и активно проповедовал христианство среди своих соплеменников. Когда к власти пришел правитель-язычник Атанарих, Никита продолжил проповедь и обличал властителя. В итоге он был заключен под стражу и предан мучениям. Атанарих хотел вынудить его отречься от Христа, но сделать ничего не смог. После долгих мук Никиту казнили на костре, это произошло в 372 году, в Бессарабии.
Согласно преданию, огонь не тронул тело святого, но оно долго оставалось без погребения. Пока его не нашел друг Никиты Марина. Он забрал тело и доставил его в город Мопсуестию в Киликии (юго-восток Малой Азии). Там он похоронил его, и вскоре возле гробницы НИ киты стали происходить исцеления и другие чудеса. Позже мощи перенесли в Константинополь, а часть мощей оказалась в Сербии, в монастыре Высокие Дечаны, недалеко от города Печа.
На Руси Никите посвящено немало монастырей и церквей. В Москве, например, с 1582 по 1929 год существовал женский монастырь в честь Святого Никиты Мученика. И именно он дал названия улицам – Большой и Малой Никитским, а еще Никитскому переулку.
Что касается Никиты Бесогона, память которого приходилась на этот же день, то это раннехристианский святой, который, согласно преданию, был сыном императора Максимиана, который устраивал гонения на христиан. Но при этом сам Никита был истинным христианином. Отец же хотел вернуть его в язычество, но Никита творил чудеса с Божьей помощью, тем самым только способствую распространению христианства. Бесогоном же его прозвали за то, что он однажды привел к царю беса и заставит того поклониться, чтобы показать отцу-язычнику, кто на самом деле им управляет.
На Руси этот день называли Никитой Репорезом, Никитой Гусятником. Связаны эти названия были с тем, что активно заготавливали репу (ее даже называли мясом: "Репа – мясо, режь да ешь") и наблюдали за отлетом птиц. А охотники отправлялись на охоту на диких гусей. Еще на Никиту начинали стрижку овец.
В этот день не советовали убираться в доме, выносить на улицу какие-то вещ или что-то одалживать соседям – это могло привести к убыткам. Старались не играть на Никиту свадьбы, но зато считали этот день хорошим для знакомства с родителями жениха и невесты.