Армия ЕС – не новая тема. Это логичная идея сторонников европейской федерализации. Однако она постоянно наталкивается на препятствия. Основное – защитники прочного трансатлантического партнерства, которые боятся ослабления НАТО и предлагают укрепить военный потенциал ЕС в рамках альянса (то есть оставаться зависимыми от Америки). Федералисты отвечают, что Европе нужна возможность самостоятельно решать военные проблемы, и обещают тесно сотрудничать с НАТО. Но сторонники альянса по-прежнему против, ведь отдельная структура – это отдельная структура.
Пока что они выигрывают, но федералисты не сдаются. Новый раунд начался после хаотичного ухода США из Афганистана, и нынешняя ситуация значительно отличается от предыдущих этапов европейской дискуссии на эту тему.
Ранее самым большим сторонником вооруженных сил ЕС был президент Франции Эмманюэль Макрон. Однако ему явно не хватало поддержки как со стороны других членов блока, так и со стороны европейских властей. Сегодня эту идею открыто поддержали министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр и председатель Европейской комиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен.
По словам первой, могут возникнуть ситуации, когда интересы европейцев и американцев разойдутся, в том числе в рамках НАТО, и тогда Европа должна быть готова действовать самостоятельно. Поэтому к концу октября она намерена предложить своих видение сил быстрого реагирования ЕС. Обращаясь к Европейскому парламенту (который является атлантическим оплотом в ЕС), Урсула фон дер Ляйен сказала: "Нам нужен Европейский союз обороны".
Генеральный секретарь НАТО, как и следовало ожидать, отреагировал на такие мысли довольно критично, стандартно отметив, что европейская армия ослабит трансатлантические связи в целом и Североатлантический альянс в частности и расколет Европу. В то же время депутат Европарламента от Литвы Андрюс Кубилюс пожелал, чтобы председатель Еврокомиссии подробнее объяснила, о чем идет речь.
В этом контексте военные еврооптимисты могут сказать, что на этот раз уж точно получится, а европессимисты – что снова все закончится разговорами. Реалисты, скорее всего, согласились бы с пессимистами, но ситуацию изменило решение Америки создать AUKUS, на фоне которого возник скандал, связанный с отказом Австралии покупать подводные лодки у Франции.
Вопрос: означает ли это, что для американцев больше не важна европейская поддержка? Вряд ли они решили отказаться от НАТО как от инструмента влияния в Европе, поддержка которой для них важна в отношениях с Россией и Китаем. Однако, если бы Штаты высоко ценили партнерство с ЕС, они могли бы вовлечь Австралию в борьбу с Китаем через НАТО и по крайней мере предупредить французов о своих планах заключить военный контракт с Канберрой.
Другими словами, создается впечатление, что – сознательно или бессознательно – Америка сначала в Афганистане, а затем в случае с AUKUS заставила европейцев думать, что Байден ничем не лучше Трампа. Совсем недавно та же министр обороны Германии заявляла, что безопасность Европы неотделима от США и НАТО, а теперь подчеркивает военную самостоятельность ЕС.
Короче говоря, в Европе, по-видимому, значительно изменился баланс сил – теперь о большей субъектности ЕС в военной области заговорили даже те, кто раньше не подвергал сомнению трансатлантическое партнерство. О том, что ситуация качественно иная, свидетельствует и нервная реакция генсека НАТО, а Кубилюс и вся внешняя политика Литвы, похоже, и вовсе не успели осознать, что происходит.
Правда, это не означает, что европейские атлантисты легко сдадутся. Но теперь потушить пожар военной независимости ЕС им будет труднее, чем раньше (еще и потому, что внешней политике США явно не хватает единства, согласованности и авторитета). В случае неудачи Литву ожидают трудные времена, поскольку обострится проблема выбора между ЕС и НАТО/США, к которому страна совершенно не готова.
Маятник качнулся...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.