ВИЛЬНЮС, 20 сен – Sputnik. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис предлагает отказаться от старого здания терминала прибытия в Вильнюсском аэропорту, которое является советским культурным наследием. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Как утверждают в ведомстве, здание, "напоминающее сталинскую эпоху оккупации" построено по образцу российских аэропортов. Его необходимо заменить новым, удобным и просторным терминалом, который будет приветствовать прибывающих пассажиров.
Как утверждает министр, само здание не представляет "современную Литву".
"Кроме того, оно неудобно для пассажиров, усложняет разработку проектов новых терминалов аэропорта, а состояние здания – как у серьезного пациента. По мере роста пассажиропотока в аэропорту важно обеспечивать комфортные условия обслуживания, соответствующие современным стандартам. Мы должны решить, какую перспективу для терминала прибытия аэропорта мы выберем – защитим старое здание, напоминающее о сталинских временах, или построим современные воздушные ворота страны", – говорит министр.
По словам Скуодиса, в прошлом году Вильнюсский аэропорт обслужил более миллиона пассажиров. Их количество до пандемии было в несколько раз больше, поэтому имидж аэропорта не менее важен – это первое впечатление, которое получают гости, прилетающие в Литву.
В министерстве считают, что здание прибытия не только "морально устарело" и отражает старый советский, сталинский ампир, его содержание и ремонт требуют значительных затрат – на ремонт обрушившейся лестницы, крыши и фасада потребуется более миллиона евро, а также от ста до двухсот тысяч евро каждый год на техническое обслуживание.
В ведомстве поясняют, что здание аэропорта, спроектированное архитекторами СССР, является одной из форм распространения "идеологии" не только в России, но и в "оккупированных" СССР странах после Второй мировой войны. Во время подготовки проекта старого здания аэропорта Вильнюс рассматривался как одна из конечных остановок СССР, и больших пассажиропотоков не планировалось.
В сообщении министерства говорится, что здание якобы не уникально, аэропорты подобного стиля были также построены в Хабаровске и Чите.
По словам министра, аэропорт должен в первую очередь выполнять свои главные функции. Колонны, несущие стены и другие конструкции здания не позволяют эффективно организовать выдачу багажа. К примеру, площадь аэропорта составляет около двух тысяч квадратных метров. Из этого можно выделить лишь 150 квадратных метров максимального открытого пространства, не разделенного колоннами, перегородками или подобными конструкциями. В ведомстве считают, что это несовместимо с потребностями текущих пассажиропотоков и современными стандартами, которые помогают улучшить транзит и организацию потоков багажа. Аэропорты теперь встречают пассажиров открытыми и просторными терминалами.
"Интеграция старого здания и попытка адаптировать его к текущим потребностям обычно увеличивает стоимость проекта в полтора-два раза. Поэтому при рассмотрении этого вопроса важно адекватно взвесить, что мы сохраняем и почему", – заявляет министр.
В ближайшем будущем Скуодис инициирует встречи и обсуждения с Министерством культуры, учреждениями по охране наследия, архитекторами, дизайнерами и правительством города.
Нынешнее центральное здание Вильнюсского аэропорта было завершено 4 октября 1954 года. В 1984 году терминал был внесен в Реестр объектов культурного наследия.
В Литве идет активная борьба с советскими памятниками. В республике регулярно демонтируют монументы, посвященные советским воинам-освободителям. Так, например, в прошлом году в Мариямпольском районе снесли памятник советским активистам, убитым "лесными братьями" в 1946 году.
Официальные власти России неоднократно заявляли, что борьбу Литвы с советскими памятниками следует расценивать как часть кампании Вильнюса по переписыванию истории.
Страны Балтии регулярно выступают с требованиями в адрес России возместить ущерб за "советскую оккупацию". В марте 2019 года министры юстиции Латвии, Литвы и Эстонии заявили во время международной конференции, что намерены и дальше добиваться от РФ соответствующей компенсации.
После распада СССР литовские власти также регулярно устраивают гонения на тех, кто не согласен с официальной линией Вильнюса по поводу "советской оккупации" и "притеснений литовцев", которые якобы устраивало руководство СССР. Также власти балтийской республики проводят русофобскую политику, подвергая общественному порицанию тех, кто положительно отзывается о советском прошлом Литвы и о современной России.
В РФ подчеркивали, что заявления об "оккупации" неприемлемы и не обоснованы, а странам Балтии не следует забывать о вкладе СССР в их развитие.