Прошлая неделя в Вильнюсе началась своеобразно: спешащих на работу горожан с утра встречали квадратные конструкции из ржавых металлических решеток, появившиеся на Зеленом мосту. По данным мэрии города, это не строительные работы, а новая "художественная инсталляция", которая обошлась городу в 18 тысяч евро!
Ее автор, архитектор Аудрюс Амбрасас, называет размещенные на мосту стержни произведением искусства под названием "Знаки Зеленого моста". Такое же строение, оказывается, было там поставлено еще в 2014 году – до снятия знаменитых скульптур ("Научная молодежь", "Промышленность и строительство", "Сельское хозяйство" и "На страже мира"). И это называлось "Редукция скульптур" – по словам Амбрасаса, таким образом мост мог остаться таким, каким был, но нежелательный "идеологический посыл" скульптур был бы "обезврежен".
Но скульптуры просто убрали, по мнению Амбрасаса, нарушив эстетику самого моста. Ну а теперь, спустя шесть лет после их демонтажа, возвращение этой так называемой композиции, по словам ее автора, "восстанавливает" "самооценку" моста. Между тем, по данным властей, на стройматериалы и труд наемных рабочих потрачено 18 тысяч евро.
Вот такое официальное объяснение того, что и почему сейчас "украшает" Зеленый мост. Конечно – и по "художественности", и по цене всего проекта – не очень убедительное…
"Культура" сноса
Прежде всего это коммерческая, а точнее коррумпированная сторона вопроса. Для мэра Ремигиюса Шимашюса характерно "создавать" пустые места: например, во время его правления были разрушены Лаздинайский бассейн, стадион "Жальгирис" и Дворец профсоюзов. В каждом случае было потеряно уникальное (и значимое) здание, которое можно было без проблем обновить. А вот снести и начать новый проект – если смотреть с позиций компании, выигравшей "тендеры", – намного выгоднее.
В этом отношении очевидно, что процветающая в Вильнюсе "культура" сноса (начиная с вышеупомянутых зданий, заканчивая памятником Цвирке) является одной из тех коррупционных схем, которыми управляют правящие слои литовского криминального капитализма. И что Зеленый мост, совершенно обычный, хотя, надо признать, относительно скромный образец этой "культуры", это очевидно.
Только вдумайтесь: новая "арт-инсталляция" состоит из четырех конструкций из ржавых прутьев на четырех углах Зеленого моста. Все оптом стоило 18 тысяч евро. Подсчитав, получим, что одно такое сооружение обошлось в 4,5 тысячи евро. В рамках всего городского бюджета такая сумма не особенная. Но если посмотреть на конкретный случай, на эти якобы "материалы" и работы, необходимые для их "установки", – дело попахивает абсурдом. Коррупционным абсурдом! Потому что 18 тысяч евро, о которых идет речь, так или иначе оказались в чьих-то карманах.
Гримасы постмодернизма
Но пойдем дальше. "Художественная" ценность произведений Амбрасаса, конечно, весьма сомнительна. Мягко говоря. И это понимает практически каждый проходящий мимо житель Вильнюса. Налицо еще одна трагикомедия, напоминающая "трубу" на реке Нерис. И хотя этот "шедевр" не отличается эстетикой или вообще художественностью, он имеет определенный аллегорический смысл.
Когда-то здесь стояли скульптуры, представлявшие содержание общественной жизни тогдашней Советской Литвы и олицетворявшие соцреализм. Его творение, его идеалы. И, как известно, вся независимая Литва (от СССР и России) отказывается от этого контента. Более того, она основывает всю свою идентичность, все свое существование на этом пещерном отказе от антикоммунизма. А что остается после такого отказа? Пустота!
Таким образом, пустота, вакуум – идеологический, смысловой, экзистенциальный. Это то, что "вмещают" эти так называемые инсталляции в очень безвкусной форме. И это не случайно.
Вспомним, например, как два года назад, в сентябре 2019 года, там установили еще одну, не менее скандальную "инсталляцию" под названием "Семья", которая изображала двух людей непонятного пола и ориентации. Или совсем рядом – "труба", которая стоит уже несколько лет. Оба примера, по сути, доказывают одно и то же. А именно: все они гримасы постмодернизма. Постмодернизм – это проявление западной цивилизации, которая отказалась от всех своих классических ценностей, принципов и взглядов (как моральных, так и эстетических). Проще говоря, это проявление полного распада. Ни больше ни меньше. А здесь, в Литве, это обрабатывают по "лучшим" рецептам "Гейропы" XIX века.
Отражение политической реальности
Действительно, и эта новая "инсталляция", и ее предшественники являются лишь отражением социальной, политической реальности нашей страны и, наконец, отношения правящего класса (и его обслуживающего персонала) к Литве, литовскому народу – и, следовательно, к его национальному сознанию, национальной "идее" (то есть идеологического, смыслового вакуума).
Отражение реальности, где для обсуждаемых слоев люди представляют собой лишь "человеческий ресурс", на котором они так или иначе паразитируют. Где нет настоящей духовной культуры и быть не может, потому что нет конструктивного содержания. Есть только пустота. И паразитизм. Это вся "культура", которая здесь проявляется, это все "творчество", которое здесь показано. А такая ли ей нужна, такой ли она заслуживает – пусть решает и, наконец, покажет сама Литва.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.