Министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис отправился в Варшаву, чтобы обсудить совместные проекты "энергонезависимости" от России и Белоруссии. А в Польше эту "энергосолидарность" внимательно рассмотрят через призму "судебной солидарности", которую на днях продемонстрировали литовские служители Фемиды, проголосовав за исключение польских коллег из Европейской сети советов по вопросам судебной власти.
Президенты Литвы и Польши – Гитанас Науседа и Анджей Дуда, встречаясь регулярно, клянутся друг другу в любви до гроба. Мол, былые обиды позабыты, теперь Варшава и Вильнюс – лучшие друзья. А друзья, как известно, должны поддерживать друг друга во всех начинаниях.
Вот вместе строят газопровод, по которому в Литву через Польшу прибудет животворящий газ из Норвегии вместо ныне используемого, "самого грязного в мире", по словам министра энергетики США Дженнифер Грэнхолм, газа из России. Полным ходом воплощаются в жизнь и проекты по синхронизации электросетей Литвы с европейской энергетической системой. И тоже – через территорию Польши. Не будем вспоминать, что и все стратегические дороги в Европу из Литвы проходят по польской территории. А в случае большой войны с Россией спасение прибалтов от "очередной оккупации" будет тоже в руках польских "друзей": отстоят они Сувалкский коридор – спасут Литву, а нет значит нет.
Так что с 2025 года, когда литовские энергетики окончательно обрежут провода, соединяющие Литву с энергокольцом БРЭЛЛ, вся литовская независимость, энергетическая и стратегическая, окажется… в руках поляков. То 50 лет плакались, что Литвой руководили из Кремля, а в перспективе – будут руководить из Варшавы.
И вот тогда поляки припомнят литовцам все их подлости. Вспомнят, как те просили Варшаву "спасти от Ивана" и выкупить Mazeikiu Nafta. Мол, купите, а мы вам – все налоговые блага и преференции. А потом темной литовской ночью 2010 года разобрали железнодорожные пути в сторону Латвии, по которым можно было дешево поставлять нефтепродукты латвийцам и эстонцам. И это только один из эпизодов в истории "честного бизнеса" по-литовски.
Вспомнят в Варшаве и о своих соплеменниках в Литве, которым отказывают в правах, закрепленных в европейской конвенции "О защите прав национальных меньшинств". А многим литовским полякам за 30 лет независимости так и не вернули земли их предков. Вот когда в руках Варшавы окажутся все рычаги влияния на Литву, то и о сомнительной с точки зрения истории принадлежности Вильнюса и Вильнюсского края вспомнят. Ведь Сталин – это тиран, а значит, все его распоряжения – преступны и подлежат отмене.
Сегодня Варшава – "в контрах" с Брюсселем по двум направлениям: сопротивление идеологии ЛГБТ и главенство Конституции Речи Посполитой над брюссельскими уставами и указами. И в этом противостоянии Польшу, по идее, должны поддержать ее ближайшие партнеры – страны ЕС "восточного блока".
Но только Венгрия проявила солидарность с поляками в вопросе противостояния "радужной демократии". Из Вильнюса же слышны назидательные наставления: мол, надо уважать и почитать, а не обижать лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. Даже папа римский намекает, что надо возлюбить их. А вы же, поляки, самые набожные католики и должны прислушиваться к словам предстоятеля Церкви, а не к собственной Конституции и вековым моральным устоям. Конституция – творение человеческое, можно подправить и даже переписать. Ну, чего вы ерепенитесь? Вот даже Европейская сеть советов по вопросам судебной власти (ENCJ) говорит: "Дуда, ты не прав!"
"Европейская сеть советов по вопросам судебной власти – собрание, обеспечивающее законность ведомств. В нем нежелательно участие таких судов, которые не работают как независимые ведомства. <...> Судебный порядок Польши изменен в направлении ограничения независимости", – цитируют литовские СМИ председателя Верховного административного суда Литвы Гинтараса Крижявичюса, который высказался после решения об исключении польских судей из ENCJ.
Само же решение по Совету судей Польши в Европейской сети советов по вопросам судебной власти будет обсуждаться и рассматриваться в октябре. Но литовские коллеги уже продемонстрировали польским судьям свою "солидарность". Да еще по-иезуитски выразили "сожаление о прекратившихся близких, дружеских отношениях с Советом судей Польши".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.