США ввели очередной пакет санкции против Белоруссии по просьбе Литвы и ее подопечной Светланы Тихановской. В санкционном списке оказался и крупнейших экспортер Белоруссии – концерн по производству калийных удобрений "Беларуськалий". Все блага, которые просили для своих соотечественников признанная Литвой "президент Белоруссии в изгнании" Тихановская и ее польско-украинские сподвижники. Они теперь радостно хлопают в ладоши, а в Минске и Вильнюсе подсчитывают предстоящие убытки.
У белорусских бизнесменов есть реальный вариант, как компенсировать часть этих убытков. Их озвучил президент Александр Лукашенко. Он заявил, что в ускоренном темпе уже прорабатывается маршрут поставки удобрений в Китай и Индию через порт Мурманска по Северному морскому пути России. Просто в порту Усть-Луги еще не подготовлены площадки для перевалки дополнительных объемов калийных удобрений. Все мощности зарезервированы "Уралкалием". И пусть дорога до Мурманска чуть длиннее, но, как говорят в народе, на безрыбье и рак – рыба. Да и с российским правительством о тарифах наверняка легче договориться, чем с вильнюсскими и вашингтонскими правителями.
А вот у Министерств транспорта, экономики и финансов Литвы задачка посложнее. Вашингтонский обком уже заявил, что с 8 декабря 2021 года все операции с ОАО "Беларуськалий" и аффилированными с ним копаниями должны быть прекращены. До этого срока нужно свернуть все сотрудничество и закрыть контракты с крупнейшим госконцерном Белоруссии.
Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис уже обозначил первые суммы убытков. Он потребовал у правительства компенсировать министерству 60 миллионов евро предстоящих потерь. И это только первые цифры. А если посчитать на будущее, то суммы могут увеличиться на порядок.
"Дирекция порта получает доходы от судовых сборов, то есть от тех судов, которые заходят в порт. Если не будет грузов, будет меньше судов, дирекция порта получит меньше доходов, и это можно оценить приблизительно в 18 миллионов евро", – цитируют литовские СМИ представителя руководства Клайпедского порта Видмантаса Паукште.
Но как-то лукавит Паукште с цифрами. Всего 18 миллионов от потери белорусских удобрений, притом что, как он сам же признается, белорусские грузы составляют около 32 процентов от грузооборота Клайпедского порта. То есть треть (!) всех грузов порта. Ранее руководство порта говорило о сотнях миллионов евро грозящих убытков. Но оставим на совести портовиков и правительства Литвы эти манипуляции с числами.
А тут еще головная боль с Китаем, который отозвал из Вильнюса своего посла и пригрозил сокращением поставок китайских товаров в Литву и через Клайпедский порт – в Европу. А это уже новые убытки. Скоро "Литовской железной дороге" и портовикам придется отправляться в соседнюю Латвию – перенимать опыт утилизации рельс и разведения крупного рогатого скота на припортовых территориях.
Министерствам экономики и финансов Литвы тоже предстоит нелегкая задача при подготовке бюджета на 2022 год. Пробоины в нем, которые стали результатом необдуманной внешней политики Литвы (президента и МИД), могут быть такого размера, что корабль литовской экономики затонет в считанные месяцы после прекращения транзита белорусских и китайских товаров через Литву.
Тут еще неугомонные мигранты, которые проникли в Литву через Белоруссию, требуют крова и пищи. На них надо – по самым скромным подсчетам – миллиард евро. Да еще 150 миллионов евро на забор вдоль всей литовско-белорусской границы. Где деньги взять, Ингрида?
Европа, правда, пообещала подкинуть пару десятков миллионов. А вот вашингтонский обком через Светлану Тихановскую передал лишь печенюшки и почетную грамоту, которую могут разрезать пополам Габриэлюс Ландсбергис и Гитанас Науседа и повесить каждый свою часть в рамке над рабочим столом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.