13 августа (31 июля по старому стилю) православная церковь чтит память святой мученицы Иулитты. В этот же день происходит заговенье на Успенский пост, который начнется 14 августа.
Иулитта жила в IV веке в Кесарии Каппадокийской – во время гонений на христиан, организованных императором Диоклетианом. Иулитта была христианкой и богатой вдовой. Так произошло, что один знатный горожанин, бывший язычником, положил глаз на имущество вдовы и незаконно присвоил многое из того, что ей принадлежало. Делал он это, прибегая к всевозможным беззаконным способам, и никто его не остановил.
Однако Иулитта обратилась в суд, и суд признал ее правоту. Тогда язычник объявил суду, что Иулитта христианка. По императорскому закону это означало, что она лишается всяких прав. Судья же сказал Иулитте, что если она принесет жертву языческим богам, то останется в своем праве. Однако женщина отказалась. По преданию, она сказала: "Пусть все пропадает, пусть погибнет жизнь, слава и богатства этого мира, ничто не заставит меня отречься от моего Спасителя и Бога, сотворившего все на земле".
Что бы ей ни говорили, как бы ни увещевали и ни пугали, она твердо стояла на своем и бесстрашно исповедовала веру в Христа. И ее приговорили к казни огнем. Она шла к месту казни без страха, зная, что идет навстречу жизни вечной. Как только она взошла на костер, ее душа покинула тело, оно же осталось нетленным.
На месте ее кончины возвели церковь. Однажды здесь забил родник, вода из которого была целебной.
На Руси Иулитту почитали как помощницу в земледелии, особенно в бороновании. Крестьяне бережно относились не только к домашнему скоту, который кормил и поил семью, но и ко всему инструменту, особенно к бороне – с ее помощью поле готовили к посеву. 13 августа крестьяне особенно тщательно ухаживали за бороной и даже разговаривали с ней, а еще просили Иулитту благословить ее. Сохранились и поговорки: "Улита-борона поможет на поле вырвать корни сполна", "Коли на Улиту не заговоришь борону – не поможешь на пашне кормильцу-коню".
А еще к этому дню обычно поспевала репа (хотя основной ее сбор проходил в сентябре) – раньше, до появления картофеля, ее называли вторым хлебом, она была одним из важнейших продуктов питания. И чего только из нее не готовили, даже квас. Блюда из репы особенно ценились, поскольку впереди Успенский пост. И 13 августа у православных христиан было заговенье. Этот день еще называют Спасовское заговенье, поскольку он приходится на канун Медового Спаса. Также 13 августа – предпразднство Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Заговенье – это последний день перед постом, когда можно есть скоромное (то есть мясное). На Руси в такие дни, как правило, не работали, а веселились и много ели (самый яркий пример заговенья – Масленица). А еще к заговенью люди старались завершить как можно больше дел, чтобы в пост находить и время для молитв и чтения священных текстов.