4 августа (22 июля по старому стилю) православная церковь чтит память равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы.
Важно понимать, что образы католической и православной Марии Магдалины сильно отличаются. В православии ее почитают исключительно как одна из жен-мироносиц, то есть тех женщин (их число разнится в разных евангелиях), которые утром в первый день после субботы пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы умастить его тело благовониями (миром), и обнаружили, что тела нет. В некоторых источниках Марии отводится особая роль: она пришла ко гробу первой и плакала, думая, что тело украли. Однако ей явился Христос и попросил ее сообщить ученикам о его воскресении.
В православной традиции нет образа кающейся блудницы Марии Магдалины и, в отличие от католичества, ее не отождествляют с Марией из Вифании, сестрой того самого Лазаря, воскрешенного Христом, в доме которой останавливался Иисус.
О Марии Магдалине известно немногое. Она лишь несколько раз упоминается в Новом завете. Согласно ему, Иисус исцелил ее от одержимости семью демонами, после чего она последовала за ним и помогала ему в земных делах. Она была на Голгофе при казни, присутствовала при погребении и первая увидела Иисуса воскресшим.
Мария происходила из города Магдала (Мигдал-Эль, отсюда и ее второе имя) в Галилее. Если обратиться к Евангелию от Иоанна, то можно узнать, что после воскрешения Христа Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправились в Эфес к Иоанну Богослову, где помогали ему в трудах. Также указывается, что Мария Магдалина принесла благую весть о воскресении в Рим. Есть предположение, что с этим путешествием связана одна пасхальная традиция, а именно крашение яиц. Легенда говорит, что Мария пришла к императору Тиберию и объявила о воскресении Христа. Правитель заявил, что это невозможно, как невозможно, чтобы куриное яйцо было красным. Сразу после этого куриное яйцо в его руке стало красным. Другой вариант предания гласит, что Мария подарила императору куриное яйцо, уже окрашенное в красный. Этот подарок пробудил в Тиберии любопытство, Мария рассказала ему о Христе, и император уверовал.
Вот что сказано в житии Марии об этом эпизоде: "Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением святою Мариею Магдалиною императору Тиверию красного яйца со словами: "Христос Воскрес!" — начали подражать ей в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить: — Христос Воскрес!.. Воистину Воскрес!.."
Смерть ее была мирной и случилась в Эфесе. Нетленные мощи Марии Магдалины в IX веке перенесли из Эфеса в Константинополь и поместили в храме монастыря святого Лазаря. Сегодня части ее мощей находятся в разных странах.
Образ Марии Магдалины как верной спутницы и последовательницы Иисуса Христа сохранился в культуре и конспирологии (здесь именно с ней связывают идею Святого Грааля). Ей посвящено немало литературных и музыкальных произведений, бесчисленное количество картин, несколько фильмов… До наших дней сохранился апокрифический текст II века, названный "Евангелие от Марии". Все это делает фигуру Марии Магдалины уникальным культурным и историческим феноменом.
На Руси 4 августа называли Марья-суровица, Мария-ягодница, Огненная Мария, Марья – сильные росы, Мария добрый день. В названиях отразились народные представления как о самой святой (с одной стороны, она несла благую весть, с другой – ее, наравне с пророком Ильей, почитали как повелительницу молний и грома), так и времени ее почитания (грозовая, дождливая пора, время сбора ягод).
Марию считали заступницей от холеры, еще ей молились об избавлении от бесов и нечистых страстей. В день Марии никто не работал в поле, чтобы не прогневать святую. Верили, что в противном случае Мария может и убить человека молнией. Зато хозяйки трудились дома – один из распространенных обрядов в этот день – обмести окна троицким березовым веником. Окна мыли, занавески стирали – все для того, чтобы через окно солнце осветило все в доме. Считалось, что это принесет достаток и благополучие.