31 июля (18 по старому стилю) православная церковь вспоминает святого мученика Емилиана Доростольского. Он жил в правление императора Юлиана Богоотступника (361-363). Юлиан хотел восстановить языческие культы и заново стал преследовать христиан. По всей Римской империи был распространен указа, согласно которому следовало предавать смерти любого, кто исповедовал христианство, независимо от пола, возраста и положения в обществе.
В родной город Емилиана – Доростол – исполнять императорский указ был отправлен начальник по имени Капитолина. Когда он прибыл в город, то собрал всех жителей на площади и спросил, есть ли среди них христиане. Жители уверили его, что среди них только язычники, поклоняющиеся идолам. Услышав такое, Капитолина обрадовался и всех знатных людей города пригласил на пир.
Емилиан же был рабом у одного из высокопоставленных горожан. И он тайно исповедовал христианство. Когда все отправились на пир, Емилиан взял молот (на иконах его, как правило, изображают с ним в руке) и отправился в языческое капище, где принялся крушить идолов, алтари и все, что было в святилище. А после ушел, чувствуя в душе радость. Вскоре уничтожение идолов обнаружили и в ярости схватили первого попавшегося человека, который оказался недалеко от капища. Видя это, святой Емилиан не смог промолчать, ибо молчание было бы равносильно убийству невинного человека. Он признался в содеянном.
Емилиана схватили и привели на суд. Капитолина требовал, чтобы Емилиан признался, кто научил его разбить идолов. Но святой отвечал лишь, что повелели ему Бог и его собственная душа. Тогда его предали мучениям и долго избивали. Узнав, что Емилиан – раб градоначальника, Капитолина приговорил того к большому штрафу, а Емилиана велел сжечь.
Пламя огромного костра не касалось мученика – наоборот, оно обернулось против мучителей и многих опалило. Не получили вреда только другие тайные христиане, оказавшиеся среди народа. Святой Емилиан, стоя в огне лицом на восток, перекрестился, помолился и предал душу в руки Бога. Пламя так и не тронуло его…
На Руси Емилиана называли Емельяном или Омельяном. К этому дню, как правило, заканчивали жатву, наступало время непродолжительного отдыха перед следующими хозяйственными работами. В полях нередко служили молебен, чтобы благословить следующий урожай, а крестьяне окропляли святой водой серпы.
В этот день обязательно полагалось попариться в бане, делали даже веники из ржи – верили, что они отличаются целебной силой в этот день. Баня как бы позволяла смыть усталость после завершившейся страды.
Вообще с баней было связано много различных поверий. В частности, в ней обитал дух – банник. Считалось, что увидеть его – очень плохая примета. Людям он является в разных обличьях: огромным черным мохнатым человеком, седым мохнатым стариком, облепленным грязью, белым котом, собакой, зайцем.
Наблюдали и за природой: если на Омельяна жара, декабрь будет холодный; если на елке шишки в основном на верхушке – морозы начнутся не раньше января.