ВИЛЬНЮС, 28 июл – Sputnik. Оппозиционная партия "Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ) раскритиковала новый налог на загрязнение, который правящие хотят ввести в балтийской республике.
В законопроекте предлагается облагать налогом только так называемую первую регистрацию и отменить действующий налог для внутренних операций, когда регистрационный сбор должен быть уплачен при смене владельца автомобиля или при перерегистрации автомобиля, ранее уже зарегистрированного в Литве.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, единовременный регистрационный сбор может составлять от 115 до 2258 евро, а плата за использование — от 29 до 564 евро в год. Для всех автовладельцев предусмотрен переходный период: в первые два года, с 2023 по 2024, прогнозируемые тарифы должны быть вдвое ниже тех, которые вступят в силу в 2025-м.
Депутат Сейма Литвы, "теневой" министр охраны окружающей среды Лигита Гирскене отметила, что самое непонятное то, почему правительство запустило программу сокращения транспортного загрязнения за счет обычных жителей, которым и так сложно платить все государственные налоги и пошлины.
Как отметила политик, никого не удивляет, что автопарк в Литве один из самых старых в Евросоюзе и можно заявить, что за последние 15 лет загрязнение выросло на 50 процентов. Однако сложно логично объяснить, зачем в период пандемии, когда большая часть населения потеряла источник дохода и удовлетворяет основные потребности за счет сбережений, когда в стране резко повысились цены на основные продукты питания, электричество, газ, нужно вводить дополнительные налоги.
По оценке Гирскене, жители, которые не смогут ездить на старых машинах и у которых не будет достаточного дохода, не смогут удовлетворить основные потребности. В регионах и в городах некоторые жители используют машины, которым больше 20 лет, чтобы ездить на кладбище, в церковь, больницу, магазин, аптеку. Их поездки редки, но необходимы и планируются заранее.
В то же время, по словам Гирскене, есть и другие методы, кроме взимания дополнительных налогов с жителей. В частности, следует наладить контроль и взимание налогов на загрязнение с промышленных предприятий. Сейчас в республике существуют некоторые большие производства, которые не заявляют о выбросах, однако они определяются в воздухе.
По мнению депутата, для решения проблемы необходимо реализовывать и сопутствующие меры. В том числе развивать общественный транспорт, менять его на более экологичный и делать его более удобным и доступным для жителей, обратить внимание на инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов и улучшить ее, развивать систему Park & Ride (перехватывающих парковок) в пригородах больших городов, увеличить субсидии для жителей на покупку новых, более экологичных автомобилей.